Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Образы богатырей в русской поэзии

Образы богатырей в русском фольклоре

Былины оставались действующим фольклорным явлением вплоть до начала XX века. У Михаила Михайловича Пришвина (см. рис. 1), автора произведений о русской природе, есть рассказ о том, как он видел сказителя русских былин.

Рис. 1. Михаил Пришвин

Однако в литературу мир былин стал входить относительно поздно – на рубеже XVIII–XIX вв. И произведений не много. В живописи есть картины, например «Три богатыря» Васнецова. Есть великая опера Римского-Корсакова «Садко».

Садко – ключевой герой новгородских былин.

Вспомните, что такое циклы былин. Какие циклы вы знаете? В чем отличие новгородского цикла?

Есть стихотворение о герое киевского цикла былин Илье Муромце (см. рис. 2). Илья Муромец – герой, невозможный для античного эпоса. Можно представить Добрыню Никитича или Алешу Поповича.  

Рис.2. В. Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри»

Такого героя, как Илья Муромец, в древнем эпосе нет. Он до 33-х лет «сидел сиднем», потому что был неподвижен. Мимо шли «калики перехожие», то есть слепцы, пели духовные песни и молитвы. Илья Муромец их услышал и подал воды. Герой исцелился, превратился в богатыря, нашел меч-кладенец и отправился на службу великому государю. Такое преображение возможно только в христианскую эпоху. Это христианское представление о чуде, а не античное о роке и судьбе (см. рис. 3).

Рис. 3. М. Шемаров. «Илья Муромец и калики перехожие»

Илья Муромец не такой юный, как Алеша Попович, но и не такой зрелый, как Добрыня Никитич. Он в мире русских былин занимает срединное положение.

Образ героя в произведении Алексея Толстого «Илья Муромец»

Алексей Константинович Толстой написал произведение «Илья Муромец»

Под броней с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья

 

В этом произведении многое удивляет и настораживает. Обычно былины имеют возвышенный язык и сложно воспринимаются на слух. А в произведении Толстого все по бытовому просто. Как же звучит ритм в обычной былине про того же Илью Муромца?

 

А пришли ли они во деревеньку,

А говорил ли Илья да отцу матушке:

- А уж ты, батюшка да и матушка,

А вы давайте-ко благословеньице,

А вы дайте-ко вы прощеньице,

А мне-ко съездить во Киев-град

А отец и мать-то его уговаривают:

      - А уж ты, чадо, чадо да чадо милое,

      А мы только видели света, света белого,

      А мы не видели света, цела полвека.

 

Во-первых, единоначатие – все строки начинаются с «А». В литературоведении такое единое начатие разных стихотворных строк называется анафорой. Анафора помогает устному рассказчику удержать произведение в памяти.

Анафора – единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.  

Во-вторых, в былине почти нет рифм – это белый стих.

Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определенным размером.

Белым стихом написана «Илиада» Гомера. Греки не признавали рифм. Если рифма возникала, то считалось, что стихи испорчены – они не благородны.

 

В стихотворении у Алексея Толстого:

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я, без Ильи-то

Как ты проживешь?

Это двустопный размер. Вспомните, что такое стопа. Какие двустопные размеры вы знаете? Ритмическое ударение в стопе падает на первый слог, значит, это хорей. Хорей – размер подвижный и быстрый, он не совпадает с протяженным, ритмически вольным рассказом, который отличает былину. Алексей Толстой специально выбирает размер, совершенно не похожий на былинный. Поэт меняет своего героя. Илья Муромец в былине – это герой, находящийся в середине между Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Он смелый, надежный, служит своему князю верой и правдой. А герой Толстого – дедушка Илья, обиженный на княжеском пиру и уехавший оттуда в «вольное поле». Эти стихи не мрачные. Завершаются они так:

Душно в Киеве, что в скрине,

Только киснет кровь!

Государыне-пустыне

Поклонюся вновь!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою –

Ну же, ну, шагай, чубарый,

Уноси Илью!»

 

Для поэта Алексея Толстого былинный герой не тот, у которого меч-кладенец, не тот, который служит верой и правдой. А тот, для кого главное – русская воля, простор и свобода. И не важно, стар он или молод. Важно, что герой связан с волей.

Домашнее задание

Образы былинных богатырей можно встретить в следующих стихотворениях:

  • И.А. Бунин. «На распутье»
  • И.А. Бунин. «Святогор»
  • И.А. Бунин. «Святогор и Илья»
  • К.Д Бальмонт. «Живая вода»
  • В.Я. Брюсов. «Век за веком»
  • Н.С. Гумилев. «Змей»
  • А.К. Толстой. «Правда»
  • Д.Б. Кедрин. «Князь Василько Ростовский»
  • Музыкальный фрагмент из симфонии № 2 си минор «Богатырская» А. Бородина.
  • Познакомьтесь с рисунками художника А.П. Рябушкина из цикла «Русские былинные богатыри».
  • Прочитайте статью «Герои былин в русской живописи».