Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Вечные образы. Дон Кихот

Вечные образы героев в мировой литературе

Вечные образы героев. Эти герои становятся своими для разных национальных культур. Они понятны всем, независимо от того, кто на каком языке говорит или в какой стране живет. Великий английский драматург Шекспир создал вечный образ героя Гамлета (см. рис. 1).

Рис. 1. В.А. Нагорнов. «Гамлет»

Великий немецкий поэт Гете создал образ Фауста. Взял его из фольклора, поздних немецких рукописей и превратил в вечного литературного героя, который знаком всем.

Вечные образы в произведении Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»

Одним из таких героев мировой литературы стал герой романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Парадокс: Мигель де Сервантес не собирался писать серьезный роман и не планировал, что Дон Кихот станет вечным героем. Сервантесу не очень в жизни повезло. Будучи сыном бедного испанского дворянина, он отправился на заработки на войну. Попал вместе со своим братом в Африке в плен, их должны были выкупить, но у отца хватило денег только на одного и выкупили брата. Сервантес бедствовал, почти пять лет провел вдалеке от родины. Его смогли выкупить, он стал интендантом – не очень интересная профессия для писателя.

Интендант – военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.

Позже написал роман, чтобы спародировать существовавший тогда жанр рыцарского романа.

Пародия – это такой вид литературного творчества, когда автор представляет в комичном виде серьезные черты чужих произведений и жанров.

Рыцарский роман – роман, посвященный благородным рыцарям.

Что же такого в рыцарском романе, чтобы его пародировать? Литературное явление возникает в одну эпоху, а продолжает жить в другую. Что было свежим, ярким, жизненным в одно время, становится стереотипным, скучным, надоевшим в другую. Во времена, когда существовали рыцари, о них писали романы.

Роман – это большое литературное, эпическое произведение, которое посвящено значительному эпизоду в жизни множества героев. В романе всегда много сюжетных линий. И жизнь каждого героя взята в аспекте его судьбы.

Рыцарский роман возник во времена рыцарства и завоевал такую большую популярность у массовой читающей публики, что все более слабые авторы сочиняли все больше рыцарских романов.

Сервантес решил написать пародию на надоевший всем рыцарский роман, поставить героя в глупое положение. Читатель смеется над тем, как рыцарь ничего в жизни не понимает. Он принимает ветряные мельницы за настоящих врагов (см. рис. 2). Не может отличить рыцарский бал от насмешки над собой, прекрасную даму от деревенской девушки Дульсинеи.

Рис. 2. Ю.Н. Богачев. «Дон Кихот сражается с ветряной мельницей»

Замысел Сервантеса перерос сам себя. Произведение, задуманное как пародия на рыцарский роман, превратилось в серьезное, печальное и глубокое. Так произошло потому, что изменилось время. Сервантес своего рыцаря поместил в нерыцарские времена. Вместо того чтобы смеяться над глупостью героя, читатель стал смеяться над нерыцарскими временами и презирать тех, кто презирал Дон Кихота. Читатель полюбил образ рыцаря, перестал видеть насмешку. Образ превратился в светлый идеал, несовместимый с реальным миром. То есть Сервантес предполагал высмеять героя рыцарского романа, а в итоге высмеял время, в котором Дон Кихот выглядит глупо. Что важного сделал Сервантес, не задумываясь над этим? Он угадал будущее направление литературы. Пародия обладает великим свойством – она возвращает произведение к его истокам. Если все пишут рыцарские романы и это штампы, что надоело, то, посмеявшись над героями и обстоятельствами, мы оживляем уже почти вымерший рыцарский роман. Роман звучит принципиально иначе, и мы читаем его по-другому. Поэтому возникает вечный образ: благородного, наивного, не готового считаться с обстоятельствами жизни дворянина, человека чести, светлой веры в идеал. Есть еще один вечный образ – слуга Дон Кихота Санчо Панса. Дон Кихот ездит на Росинанте, имя звучит красиво, но это старая кляча. Санчо Панса ездит на осле. При всем прагматизме, необразованности и невежественности слуга так предан своему хозяину, настолько готов к самопожертвованию, что это наделяет образ Санчо теми смыслами, которые автор не собирался в этот образ вкладывать. Герои отделяются от замысла автора и начинают жить своей жизнью. Дон Кихот на все времена символизирует благородного рыцаря, а Санчо Панса – благородного слугу. Вспомните об этом, когда будете читать великую литературную повесть «Капитанская дочка» Александра Пушкина, особенно страницы, где появляется слуга Савельич.

Домашнее задание

Рыцарь печального образа со временем превратился в героя, который служит добру, справедливости и чести. Вечный образ стал основой множества произведений. Предлагаем вам прочесть «Дон Кихота» Мережковского.

Предлагаем прочесть стихотворения Ю. Друниной, П. Антокольского, С. Маршака.

Познакомьтесь со средневековой легендой о Дон Жуане, человеке, который нарушает нравственные нормы.

Этот образ вдохновил поэтов XX века. Стихотворение «Шаги командора» А. Блока.

Цикл стихотворений М. Цветаевой «Дон Жуан».

И стихотворение Булата Окуджавы «Среди житейского тумана кого-то ищем непрестанно».

Средневековая легенда о Робин Гуде.

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» мы встречаемся с благородным разбойником Владимиром Дубровским.

Советуем прочесть увлекательную повесть М.А. Гершензона «Робин Гуд», рассказывающую о приключениях героя.

О Ланцелоте (Ланселоте), одном из рыцарей круглого стола, вы узнаете, пройдя по ссылке.