Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

На этом уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством выдающегося писателя и ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Вы узнаете о его вкладе в развитие как гуманитарных, так и естественных наук. Также вы найдете информацию об эпохе классицизма и о некоторых реформах и нововведениях Петра Великого.

Введение

Этого человека называли Петром Великим русской литературы. Пушкин сказал о нем так: «Он был первым нашим университетом». А еще Пушкин посвятил ему стихотворные строчки.

Отрок
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Его вспоминает Некрасов, когда воодушевляет мальчика, желающего учиться.

«...Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик...»

Вы уже догадались, что речь пойдет о Михаиле Васильевиче Ломоносове (рис. 1).

Рис. 1. М.В. Ломоносов

Сегодня мы с вами поговорим о его личности, его трудах и литературных открытиях.

Факты из жизни

О жизненном пути этого человека вам захочется узнать более подробно. Сейчас мы с вами остановимся лишь на нескольких удивительных фактах его биографии. Ломоносов, которому суждено было стать блистательным символом XVIII столетия, родился в 1711 году на севере России, в маленькой деревушке под названием Мишанинская, сейчас она носит название Ломоносово. Отец Ломоносова был рыбаком, и маленький Михаил с самого детства путешествовал с ним на корабле. Не только по Северной Двине, на которой стоит сама эта деревня, видели они и Белое море, и Северный Ледовитый океан. Именно тогда писатель познакомился с разными производствами. Например, его поражало, как на Северной Двине строили корабли – торговые военные суда, он своими глазами видел, как возводится величественный корабль, и только лишь человеческие руки были причиной этому чуду. Еще одно производство – соль. Все это зачаровывало маленького Ломоносова, и когда он возвращался домой из плаванья, то сразу садился за книги.

Читать он научился рано. Вскоре все книги, которые читал, он выучил наизусть. Это были в основном богословские, церковные книги. В этих книгах мальчик не мог найти ответы на интересовавшие его научные вопросы.


Книги, повлиявшие на Ломоносова

С большим трудом Михаилу Ломоносову удается достать немногочисленные в то время естественнонаучные книги. Это были:

●     «Славянская грамматика» М. Смотрицкого

●     «Арифметика» Л. Магницкого.

Эти книги открыли мальчику неизвестный до тех пор, завораживающий и, кажется, вполне постижимый мир. По словам самого Ломоносова, они стали вратами учености. Особенно большое влияние на Михаила оказало чтение «Арифметики» Магницкого (рис. 2).

Рис. 2. «Арифметика» Л. Магницкого

Несмотря на свое название, книга не была похожа на современные нам учебники арифметики, в ней излагались не только правила простейших арифметических уравнений, но и сообщались знания по физике, геометрии, астрономии, навигации. Эта книга, не переведенная, а написанная самим Магницким, была в то время чем-то вроде естественнонаучной энциклопедии. Именно эти две книги Ломоносов берет с собой, когда направляется учиться в Москву.


 

Обучение давалось юному Ломоносову очень легко, только условия, в которых он учился, трудно назвать благоприятными. Как сам Ломоносов об этом вспоминал:

«Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод».

И в какой-то момент молодой человек решает покинуть родной дом, чтобы продолжить свое образование. Ломоносов долго думал, куда ему отправиться. Образование он мог получить в Москве, Киеве или Петербурге. И он все-таки выбирает Москву. Зимней ночью Ломоносов пытается присоединиться к торговому каравану с рыбой, который направляется в Москву. С собой у Ломоносова всего две книги и немного еды. Так он прибывает в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Для поступления ему приходится молчать о своем крестьянском происхождении, так как образование получали только дворяне.

И снова условия обучения для Ломоносова оказались очень тяжелыми. «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил». Эти условия ухудшались еще и насмешками младших школьников, – «смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться», – так говорили они. Они были еще детьми, а Ломоносову уже было 19 лет. Несмотря на эти все трудности, образование Ломоносов не оставил. Наверное, обучение он никогда не заканчивал, пока жил.

Любой процесс постижения, впитывания знаний Ломоносов умел превратить в процесс производства знаний. Когда он постигал одну науку, то одновременно находил в ней неизученные вопросы и совершал научные открытия.

Вклад Ломоносова в развитие культуры и науки

Почти невозможно представить себе естественную или гуманитарную науку, в области которой Ломоносов бы не работал. Его интересовало все. Ломоносов не просто совершает открытия в различных науках (география, математика, минералогия), но и создает русский научный язык.


Разносторонность интересов Ломоносова

Перечислим науки, в области которых работал Ломоносов, и отметим некоторые открытия, которые он совершил.

Химия

В XVIII веке химия была вспомогательной наукой – прикладной дисциплиной, и именно Ломоносов вводит ее в разряд первейших наук. Он открывает те законы, по которым можно создать цветное стекло, смальту и таким образом изготовить мозаику. Именно благодаря Ломоносову открывается мозаичный завод.

Физика

  • открытие закона сохранения материи и движения;
  • теория теплоты;
  • изучение атмосферного электричества.

Астрономия

Именно Ломоносов выдвигает теорию о том, что на Венере тоже существует атмосфера.

Метеорология

Ломоносов занимается метеорологическими наблюдениями, он развивает метеорологию как науку, и именно Ломоносову принадлежит проект русского барометра. Он фактически изобретает этот полезный прибор.

География

Как ни странно, до Ломоносова не было систематического описания русской местности. Это предпринимает Ломоносов, он же доказывает важность освоения Северного Ледовитого океана и создает русский атлас.

Минералогия

Ломоносов организует сбор минералов, он практически основывает такую область науки. Он не просто собирает образцы, но и пытается их классифицировать и создать единый каталог.

Ломоносом известен не только как ученый естественнонаучного профиля, но и как великий ученый-гуманитарий.

Ломоносов старается разобраться в сложностях русской истории и создает масштабный труд. Этот труд носит название «Древняя российская история».


 

Дело в том, что тогда наука начала развиваться и необходим был такой язык, который бы позволил фиксировать и передавать знания. Но в тогдашнем русском языке не было терминов, опорных научных понятий. И тогда Ломоносов разрабатывает этот язык, он поморфемно переводит некоторые термины из западноевропейских языков, из латыни и он пытается сам создавать эти слова. Так появляется русский научный лексикон.


Создание русского научного лексикона

Вы уже поняли, какое значение имело создание научного лексикона. Ломоносов пытается создать язык науки и сам понимает сложность этой задачи. «Принужден я был, – пишет Ломоносов в предисловии к своему переводу «Волфианской экспериментальной физики», – искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако, надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут».

Когда Ломоносов формирует систему научных понятий, то идет несколькими путями. С одной стороны, он заменяет иностранные слова на синонимичные им русские, а с другой – пытается переосмыслить русские выражения таким образом, чтобы с ними ассоциировались научные явления. И наконец, третий путь – Ломоносов пытается приспособить непривычные для русского уха и странные для русских фонетических законов иностранные выражения так, чтобы они звучали естественно. Например, слово «квадратум» он меняет на «квадрат».

Именно Ломоносов вводит в научный оборот такие выражения и термины, как экспериментальная физика; законы движения; воздушный насос; зажигательное стекло; земная ось; огнедышащая гора; преломление лучей; равновесие тел; удельный вес; магнитная стрелка; гашеная и негашеная известь; опыт; наблюдение; явление;
частицы; кислота; диаметр; формула; микроскоп; барометр; атмосфера; наблюдение.

Сложно себе представить, как бы мы обходились без этих слов. Благодаря реформе Ломоносова у нас появилась особая возможность: теперь знания передаются из поколения в поколение, а русские ученые, да и западноевропейские, убеждаются, что передавать знания можно не только на латыни, которая до этого времени была единственным официальным языком науки.


 

XVIII столетие в России было периодом бурных перемен. Начинается столетие картинами спокойной, идиллической жизни, и мы вспоминаем Московскую Русь, которая напоминала большую деревню. Представьте себе стрельцов, бояр, длинные одеяния, кафтаны (рис. 3).

Рис. 3. Московская Русь

А теперь представим себе завершение XVIII столетия. Вместо боярских кафтанов – светские фраки, вместо длинных бород – бритые подбородки, вместо собольих душегреек – открытые платья с корсетами. По петербургским мостовым скачут кареты, а образованная часть населения говорит по-французски. Все эти изменения, как вам известно, произошли благодаря Петру Первому. Не все реформы Петра можно однозначно назвать положительными. Это очень трудный вопрос, конечно, это был огромный скачок вперед, но очень многие новшества вводились жестко, и XVIII столетие было как блистательным, так и кровавым.


Разделение единой русской культуры на две параллельно существующие

Волевым усилием Петр Первый фактически отменяет существующую русскую культуру, многие традиции, которые были веками естественны для русского народа, оказываются запрещенными и должны уйти.

Казалось бы, мелочь – борода, часть внешнего облика, а ведь борода для русского человека – это знак достоинства. Теперь знатным людям приказано сбрить бороды, а если кто-нибудь воспротивится, то ему на шею повесят табличку «Борода-лишние тяготы» и он должен ходить с этой табличкой. Очень многие вещи вводились именно так: насильственно, через унижение, через ломку человеческих желаний и привычек. Еще одно, казалось бы, незначительное изменение – перенос празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Всем дворянам строго предписано отмечать этот праздник. Были даже особые люди, которые по поручению Петра ходили около дворянских домов и проверяли, празднуется ли Новый год.

Все эти реформы затронули всего лишь часть общества, высшее общество, а именно дворян. Крестьян эти реформы не коснулись. Таки образом, в одной стране формируются две культурные традиции, которые друг друга не понимают и не замечают. С одной стороны – русская культура западного типа, культура дворян, с другой – традиционная русская культура, деревенская. Трудность была не только в том, что люди говорили на разных языках, а в том, что дворянскому сословию, которое впитывает в себя теорию Просвещения, очень скоро становится непонятна традиция православная, с ее нравственными истинами.

Таким образом, в одной стране есть две различные социальные культуры, которые не понимают друг друга и которые начинают друг друга сторониться. Именно это непонимание будет усугубляться и приведет к весьма печальным последствиям. Не случайно Радищев сказал о XVIII столетии так:

«Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
            Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех.
Крови – в твоей колыбели, припевание – громы сраженьев:
            Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь во гроб!...»


 

Для нас с вами очень важно, что XVIII век для России – это время, когда приходит Просвещение и начинается эпоха Классицизма.

Философия Просвещения зарождается в Европе и расцветает во Франции, а потом приходит в Россию. Само название говорит о богатстве ума, об образовании, о том, что человек совершенствуется. Однако для просветителей было важно, чтобы человечество не просто получало новые знания, а изменило бы свое мышление, отказалось от тех предрассудков, которые связаны с религией и личностью бога-творца.

Просветители считали, что бог, может, и сотворил мир, но больше в него не вмешивается и человек вправе поступать так, как он сочтет нужным. Законы этого мира гармоничны, они должны быть разгаданы, и человечество выйдет на новую стадию развития. Просветители считали, что некоторые естественные законы управляют как жизнью природы, так и жизнью общества, и пытались эти законы постичь.

Классицизм – это особый стиль, который в XVIII веке воцаряется в архитектуре, словесном искусстве.

Основные черты классицизма:

  • культ разума (рациональное познание мира);
  • идея государственности (просвещенный монарх);
  • подражание античным образцам;
  • строгая иерархия жанров (бывают высокие, средние и низкие);
  • одномерность и простота характеров персонажей;
  • откровенный дидактизм (поучительность)

Именно в эпоху классицизма реализует свои восхитительные способности Михаил Васильевич Ломоносов.

Реформы в области литературы, развитие грамматики

Новой культуре России нужен был новый язык. Дело в том, что в эпоху Ломоносова русский язык представлял собой малоупорядоченную смесь. Это были старые слова церковнославянского письменного языка, древнерусские слова разговорной речи и заимствованные слова, которые вместе с реформами Петра органично пришли в русскую речь. Синтаксис был недостаточно проработанным и тяжеловесным, весь язык оказывался эклектичным и хаотичным. В нем нужно было найти закономерности и описать, а также наметить пути дальнейшего развития. Ломоносов пытается это сделать и создает российскую грамматику.


Российская грамматика

В своем масштабном труде под названием «Российская грамматика» Ломоносов впервые пытается провести четкую границу между разговорным древнерусским языком и церковнославянским письменным. Эти языки относятся к разным направлениям, разным областям. Церковнославянский язык – это язык южнославянской группы, а древнерусский – восточнославянской. Ломоносов пытается разделить эти языки и понять, как они могут дополнить друг друга и сосуществовать.

Еще одно особенностью русской грамматики стал перечень частей речи, Ломоносов пытается заложить основы современной морфологии.

Кроме того, Ломоносов пытается систематизировать правила правописания, орфографический компонент тоже есть в «Российской грамматике».

Очень большое внимание уделяется фонетике. Ломоносов различает три говора, он называет их наречиями. Три наречия в современной России (московское – центральное, украинское – южное, северное). Орфоэпической основой российской грамматики и литературного русского языка должно стать московское наречие, его Ломоносов предпочитает прочим. «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».

Несмотря на объективную ценность своей грамматики, Ломоносов рассматривает ее как опыт. Он считает, что создать грамматику любого языка является почти непосильной задачей. Но для него важно начать работу в этом направлении, чтобы последующим ученым, работающим с языком, уже было проще. «Российская грамматика» Ломоносова была популярнейшим пособием, многие поколения писателей и поэтов читали именно его, когда постигали законы русского языка.


 

Особой заботы требовал не просто письменный и устный язык, но и та его область, которая призвана быть самой богатой – язык художественной литературы. На примере перевода пьесы французского автора Мольера рассмотрим состояние «доломоносовского» русского языка. «Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядныя. Скажыте мне нечто мало что соделалысте сым господам, которых аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом....»

Теперь сравним с современным переводом отрывка.

«Вот уж действительно, нужно тратить деньги на то, чтобы
вымазать себе физиономии! Вы лучше скажите, что вы сделали этим господам, что они вышли от вас с таким холодным видом…»

Согласитесь, что русский литературный язык явно нуждался в реформах. И Ломоносов пытается выстроить единую гармоничную систему. Так создается учение о трех штилях (стилях). Согласно этой теории, в литературе есть три большие области, три стиля, а именно – высокий, средний и низкий. Сама эта теория уже существовала в античной и средневековой традиции, но Ломоносов хотел приспособить ее для русского языка литературы.

С точки зрения Ломоносова, в литературе должно быть три стиля, которые будут различаться по пристойности материй. Пристойность означает уместность, а материя означает тему. Таким образом, тематика произведения влияет на выбор стиля, с помощью которого его пишут.

Высокая материя – повествование о государственном, героическом – требует высокого стиля, в нем приветствуется активное использование церковнославянизмов, торжественных, книжных слов.

Низкий же стиль предполагает включение разговорных слов.

Средний стиль допускает сосуществование разговорных слов и церковнославянизмов.

Важно, что стиль крепко привязан к определенному жанру и никакие отклонения не допускаются.

Жанры высокого штиля:

  • героические поэмы (крупное стихотворное произведение, повествующее о великих исторических событиях, военных подвигах, бесстрашных героях);
  • оды (стихотворение – похвала. Поэтическое прославление, посвященное человеку или событию);
  • «героические речи о важных материях» (трактаты и ораторские речи);
  • трагедии.

Жанры среднего штиля:

  • драмы;
  • сатиры;
  • эклоги (небольшие повествования о беззаботной жизни людей);
  • мемуары.

Жанры низкого штиля:

  • комедии;
  • эпиграммы (стихотворение-насмешка, в котором автор иронично высказывается по поводу человека или общественного события);
  • песни;
  • басни;
  • личная переписка.

Важная идея учения о трех штилях состоит в том, что основной корпус русского языка должны составить естественные, благозвучные и культурные, используемые сейчас слова. Церковнославянизмы и заимствования должны быть ограничены, они должны быть уместны.

Отдельно нужно поговорить о поэзии. Именно поэзия требует самого гибкого, пластичного, летучего и музыкального языка. Во времена Ломоносова книжная поэзия создавалась в особой ритмической системе. Эта система называется силлабическая (от греч. Syllabe – слог). Каждая стихотворная строчка содержала определенное количество слогов. Стихи, написанные в силлабической системе, нам интересны, в них есть своя неповторимая прелесть, но читать эти стихи затруднительно.

И тогда русский ученый и поэт Василий Кириллович Тредиаковский (рис. 4), а потом и Михаил Ломоносов решают реформировать систему русского стихосложения.

Рис. 4. Василий Кириллович Тредиаковский

И тогда была создана силлабо-тоническая система стихосложения. Суть этой системы в том, что у каждого ударения в строчке есть особое место. Теперь ударение встречается либо один раз в два слога, и тогда это двусложный размер (ямб, хорей), либо ударение встречается с частотой один к трем, и тогда перед нами трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест). Сравним два отрывка из перевода древнегреческого поэта Анакреона. Первый перевод выполнен русским поэтом Антиохом Дмитриевичем Кантемиром в силлабической системе стихосложения. Второй перевод выполнен в силабо-тонической системе Ломоносовым.

О любви

Любовь, пришед к моим дверям,
Громко стал у них стучаться.
«Кто стучит там, – закричал я, –
И сну моему мешает?»

Посчитаем слоги в каждой строке. Выходит, что в каждой строке по восемь слогов. Но ударение ставится произвольно.

Ночною темнотою

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятной перервался

В начале самом сон.

Теперь у каждой строчки есть особая единица, и из этих единиц складывается строка. Эта единица называется стопой. Стопа – это группа слогов, в которой есть один ударный слог и безударные слоги, которые ритмически к нему примыкают. Именно эта стопа определенное количество раз укладывается в строчке. Теперь ритм получается более упорядоченным.

Ломоносов реформирует русскую поэзию и сам создает выдающиеся произведения. Он пишет в огромном диапазоне жанров. Также он пишет и трагедии, и поэмы. Отрывок из поэмы Ломоносова «Петр Великий»:

«Начало моего великого труда

Прими, предстатель муз, как принимал всегда

Сложения мои, любя российско слово,

И тем стремление к стихам давал мне ново.

Тобою поощрен в сей путь пустился я:

Ты будешь оного споспешник и судья.

И многи и сия дана тебе доброта,

К словесным знаниям прехвальная охота.
Природный видит твой и просвещенный ум,
Где мысли важные и где пустых слов шум.
Мне нужен твоего рассудок тонкой слуха,
Чтоб слабость своего возмог признать я духа.
Когда под бременем поникну утомлен,
Вниманием твоим восстану ободрен.

Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,
Не нахожу и в них довольного примеру.
Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров.
Достойную хвалу воздать сему Герою
Труднее, нежели как в десять лет взять Трою...»

Этот отрывок является примером высокого штиля. Вначале мы видим традиционное обращение к источнику вдохновения. Обычно у античных авторов это было обращение к музе, но в данном случае обращение идет к Аполлону – повелителю муз. Отметим обилие церковнославянизмов и полногласных форм. Ломоносов не пытается сравнить себя с Гомером, Вергилием, но они все-таки упоминаются. Потому что, несмотря на скромность автора, он пишет о великом человеке и может быть поставлен с ним в один ряд.

Ломоносов создает героическую поэму и ориентируется на стиль античных авторов. Неприкрытая лесть по отношению к правителю может вас удивить, и тут нужно понять, что это является одной из тенденций, свойственных классицизму. И прославляя просвещенного монарха, автор прославляет могущество государства.

В лирике Ломоносов разрабатывает разные темы, но больше всего его интересует именно государственная тематика. Это еще одна тенденция классицизма. Прочтем стихотворение под названием «Разговор с Анакреоном».

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Я гусли со струнами
Вчера переменил
И славными делами
Алкида возносил;
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.
В данном стихотворении Ломоносов ставит под сомнение принципы и стиль жизни автора, так как имеет совершенно другие ценности.

Ломоносов творит в жанре оды, которая обычно посвящена государственным событиям. Очень близкий по духу к оде жанр – похвальная надпись. От оды этот жанр отличает объем произведения, обычно они намного короче. Пример похвальной надписи.

 

НА СПУСК КОРАБЛЯ, ИМЕНУЕМОГО
СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, 1749 ГОДА

Гора, что Горизонт на суше закрывала,
Внезапно с берегу на быстрину сбежала,
Между палат стоит, где был недавно лес;
Мы веселимся здесь в средине тех чудес.
Но мы бы в лодочке на луже чуть сидели,
Когда б великого Петра мы не имели.

Таким образом, Ломоносов создает произведение, посвященное определенному событию, но не забывает отметить значимость реформы, произведенной Петром.

Еще одним интересным жанром является религиозно-философское стихотворение. Так, например, Ломоносов переделывает псалмы. Псалмы – это ветхозаветные тексты, в которых прославляется Господь.

 

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 14

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верьх священный горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит
И нелестным сердцем точно,
Как языком говорит.

Кто устами льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед.

Презирает всех лукавых,
Хвалит вышнего рабов
И пред ним душею правых,
Держится присяжных слов.

В лихву дать сребро стыдится,
Мзды с невинных не берет.
Кто так жить на свете тщится,
Тот вовеки не падет.

Горние места – высокие, небесные места. Присяжные слова – слова, которые даются со всей полнотой ответственности перед лицом самого Бога. Мзда – это плата, а выражение «деньги с лихвой» означает «деньги, которые отданы под процент». В этом псалме описано, как должен и не должен поступать человек, чтобы обрести гармонию с Богом.

Еще одним интересным жанром является жанр, совмещающий в себе научный трактат и лирическое стихотворение. Таким произведением является письмо, адресованное другу Ломоносова, Шувалову. Это человек, который основал Московский университет и Петербургскую академию художеств.

 

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
10 Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель».

Еще одним жанром, в котором творил Ломоносов, была сатира. Сатира – это социальная насмешка, критика каких-то пороков окружающей действительности, окружающей жизни.

 

СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НА ДОРОГЕ В ПЕТЕРГОФ,
когда я в 1761 году ехал просить
о подписании привилегии для академии,
быв много раз прежде за тем же

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

Сатиру можно легко разглядеть в произведении, сопоставив тематику текста и название стихотворения.

Заключение

Сегодня мы узнали больше об одном из наших выдающихся российских ученых и поэтов. Рассмотрели основные этапы его жизненного пути. Поговорили о тех реформах, которые он, подобно Петру Первому, произвел в русской культуре. Также мы познакомились с его поэтическими текстами.

 

Список литературы

1. Коровина В.Я. Литература, 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Фурманн П. Сын рыбакa. Михаил Васильевич Ломоносов. Повесть для детей. – СПб: Типография А. Дмитриева, 1851.

3. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт elib.gnpbu.ru (Источник)

2. Интернет-сайт bioslovhist.history.spbu.ru (Источник)

3. Интернет-сайт licey.net (Источник)

 

Домашнее задание

1) Ответьте на вопросы.

1. Где учился Ломоносов? В каких научных областях работал Ломоносов? Какие из его произведений вам известны?

2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?

3. Что было главной целью в жизни Ломоносова?

4. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

2) Прочитайте и проанализируйте мифы о Ломоносове.