Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

"Повесть временных лет", "Поучение" Владимира Мономаха

Летопись… Летописец… Летописание… Вслушаемся, как звучат эти слова. Они сами подсказывают, что речь идет об описании разных событий на протяжении «лет». Дошли к нам эти слова из давних времен Киевской Руси. На уроке вы познакомитесь с особенностями развития древнерусской литературы  и  историей создания и содержанием  одного из первых и древнейший русских летописных сводов. Название его дано по первым словам Лаврентьевского списка летописи: “Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть”. Также вы прочитаете «Поучение» Владимира Мономаха, вошедшее в эту древнюю летопись.

Тема: Из древнерусской литературы

Урок: «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха

1. Введение

«Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя»: говорит монах-летописец в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Такого же летописца и мудреца изобразил художник Виктор Михайлович Васнецов на картине «Нестор-летописец» (рис. 1). Монах занят своей повседневной работой: скрупулезно записывает все важные события, происходящие в России.  

Возникновение древнерусской литературы

Русская литература, ее возникновение, относится к Х веку, к моменту появления письменности. Монахи-книжники в кельях монастырей переписывали летописи, поучения. Наибольший интерес вызывали произведения нравственного, поучительного характера и исторические сочинения. Книги на Руси ценились очень высоко. Существовали даже центры книжности – это великие города: Киев, Новгород, Галич и другие.  

Стимулом к возникновению древнерусской литературы послужило принятие христианства. Именно тогда появилась необходимость познакомить Русь со священным писанием. Без богослужебных книг уже не могла обойтись ни одна строившаяся церковь. Кроме того, необходимо было переводить огромное количество текстов с болгарского и греческого языков.

Этапы развития древнерусской литературы

1. ХІ–ХV века. В данный период творчество осмысляется как божественный акт. Писатель, по сути, является посредником между Богом и человеком. Автором его назвать еще сложно, потому что он ничего не создает, а только переписывает священные божественные писания. И только чуть позже, к концу ХV века, автор может привнести в произведения собственные мысли, собственные чувства.

2. Конец ХV в. – 40-е годы ХVІІ  в. Здесь уже ярко проявляется авторское начало, появляется возможность вымысла. Именно здесь, особенно в публицистике, автор высказывает собственное «я».

40-е годы ХVІІ в.  30 годы ХVІІІ в.  Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, идет оформление литературного труда с обязательным указанием имени автора. Именно в этот период появляется так называемая художественная литература. А талант автора воспринимается как божественный дар.

Нестор - летописец. Худ. В.  Васнецов

Рис. 1. Нестор-летописец. Худ. В.  Васнецов (Источник)

Особенности древнерусской литературы

До середины ХVІ века литература была рукописной (рис. 2). 

Процесс создания книги был очень долгим, а распространялись книги только путем переписки. В тот период литература имела сугубо патриотическое направление. Произведения создавались на основе реальных исторических событий, в них не было вымысла. А как только появлялись фантастические элементы, то древний человек все равно верил, что эти события происходили на самом деле. Кроме того, древнерусская литература несла в себе духовную этику, то есть высокую нравственность. И очень долгое время древнерусская литература была анонимной.

Древнерусская рукописная книга

Рис. 2. Древнерусская рукописная книга (Источник)

Жанры древнерусской литературы

  1. Житие  это изображение светских или духовных лиц, канонизированных христианской церковью.
  2. Хождение  это рассказ о посещении святых мест.
  3. Поучение  это произведение назидательного, поучительного характера.
  4. Военная повесть.
  5. Летопись  это произведение, повествование в котором ведется по годам.
  6. Слово – произведение духовной литературы поучительного характера.

«Повесть временных лет» (рис. 3)

Первым летописцем на Руси был монах Киево-Печерского монастыря Никон. Его же звали Великим. Жизнь его была полна бурных событий. Он активно вступал в борьбу против тех князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. В конце жизни он стал игуменом и, очевидно, именно тогда, в Киево-Печерском монастыре, начал писать летопись.

В начале ХІІ века «Повесть временных лет» была составлена монахом того же Киево-Печерского монастыря Нестором. Это одно из замечательных произведений древнерусской литературы. До нас эта повесть дошла несколько переписанная и переработанная уже монахом соседнего монастыря Сильвестром.

Летописи велись по годам. Это погодные записи, в них входили все важные события, которые произошли в ушедшем году. Летопись берет свое начало от всемирного потопа и начинается так:

«Повесть временных лет». Фрагмент

Рис. 3. «Повесть временных лет». Фрагмент (Источник)

«Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю  Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида...»

«Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба,  было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки».

От племени Иафета произошел народ славянский. Затем автор рассказывает о славянских племенах, о взятии Олегом Царьграда, о походах Святослава, о завоевании наших земель.  

Основной темой «Повести временных лет» является единство Руси.

Князь Владимир Мономах

Рис. 4. Князь Владимир Мономах (Источник)

Перед нами князь Владимир Мономах (рис. 4). Прежде чем стать старшим князем на Руси, он княжил на многих русских землях. Люди с большим уважением относились к нему, потому что чувствовали желание видеть Русь единой. Обращаясь к потомкам, Владимир Мономах всячески желал, чтобы они продолжили его дело.  

Отрывок из «Поучения» Владимира Мономаха:

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь......

В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не  посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от  того душа погибает и тело.

Куда бы вы ни держали свой путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред не своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.  

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего ... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.  

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.  

Гордости не имейте в сердце и уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.  

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если  не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.  

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.  

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.  

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь  как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

Целью создания данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. «Повесть временных лет» (Источник). 
  5. Славянская письменность (Источник). 
  6. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: история текста и источники (Источник). 
  7. Лихачев Д.С. Великое наследие. "Повесть временных лет" (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Внимательно прочитайте отрывок из «Поучений» Владимира Мономаха. Какие советы великого князя актуальны сегодня?
  2. В каких произведениях литературы, прочитанных вами ранее, звучит та же мысль, что и в «Поучении» Мономаха?