Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

М.Е. Салтыков – Щедрин « Дикий помещик»

На уроке вы познакомитесь с темой обличения крепостничества в творчестве Салтыкова-Щедрина, на примере сказки «Дикий помещик». Вы  рассмотрите  её жанровые особенности и выделите основные  сатирические приемы создания образа помещика.

Конспект

Тема крепостничества сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Поэтому беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами.  

Сказка - один из эпических жанров, для которого характерен глубокий подтекст. Сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться - «в сказке ложь, да в ней намек…»

М. Е. Салтыков-Щедрин

Рис. 1. М. Е. Салтыков-Щедрин (Источник)

Именно поэтому к данному жанру обратился М. Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки - это отдельный, самостоятельный этап его творчества, о появлении которого  С.-Щ.  рассуждал  так: «Привычке писать иносказательно я обязан … цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам…»

Свои политические сказки С.-Щ.  пишет с 1883 по 1886 годы. В них писатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Ярким примером стала сказка  «Дикий помещик», которая написана весьма саркастично и остроумно.

Анализ сказки С.-Щ. «Дикий помещик»

В этой сказке помещик мечтал избавиться от «холопского духа» в своих владениях.  Наконец, все мужики «чудесным образом» исчезают. Сначала помещик наслаждается чистым воздухом, но потом хозяйство приходит в упадок, а сам помещик совершенно одичал, опустился, превратился в животное.

Читая произведение «Дикий помещик»,  мы сразу относим его к жанру сказки:

  1. Сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик».
  2. Серединные «сказочные» формулы: «Много ли, мало ли времени прошло»;  «Сказано – сделано…».
  3. Фантастические элементы: «вдруг поднялся  мякинный  вихрь и, словно туча черная, пронеслись в  воздухе  посконные  мужицкие  портки»; говорящий медведь, «рой мужиков».
  4. Гипербола (преувеличение): «И земля, и вода, и воздух - все его (помещика) стало!»; «Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса,  а  все одно молоко, все молоко!».

Наличие сказочных элементов не мешает понять всю глубину конфликта, затронутого автором в данном произведении. Конфликт этот реалистичен и остро социален. Связан он с политической ситуацией в России после отмены крепостного права в 1861 г. Крестьяне  все равно во многом зависели от помещика. Вот как описывает С.-Щ. их жизнь: «Сократил он [помещик] их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик  кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя  земля!"  И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику  в  светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Помещика можно назвать жестоким, жадным, деспотичным. Такое отношение  помещика к крестьянам было неединичным. Неслучайно в сказке упомянута газета «Весть», которую читает помещик. Именно ее материалы он берет за основу,  как руководство к действию: «Заглянет помещик в газету "Весть", как в сем случае поступать должно, и прочитает».

Газета «Весть» была печатным органом части дворянства, недовольной крестьянскою реформою. Многие дворяне видели ошибку в том, что законодательная власть избрала систему крестьянского самоуправления, вместо того чтобы оставить административную власть в руках помещиков. Они считали, что  вследствие этого происходит разорение помещиков. Кстати, газета эта издавалась сначала еженедельно,  а потом   ежедневно тиражом 4000 экземпляров.

И вот читает помещик газету и переживает, «что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает,  - видит и опасается: "А ну, как он у меня все добро приест?»

Итак, уже с самого начала мы начинаем воспринимать образ помещика как собирательный, вместивший в себя типичные черты этого сословия.

Имя потомственного российского дворянина отнюдь не русское -   князь Урус-Кучум-Кильдибаев.   Перед нами один  из приемов иносказания: говорящая фамилия. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

При чтении сказки бросается в глаза наиболее часто используемый автором эпитет:глупый помещик. Но если в русских народных сказках Иванушка-дурачок  вовсе не дурак, то помещик в сказке С.-Щ. действительно глуп.  Ведь он не понимает очевидного: вся его жизнь зависит от крестьян. Давайте посмотрим, какой стала жизнь помещика без мужика- работяги:

  1. Гостей толком принять не может.
  2. Сам себя обслужить не может (ни умыться, ни одеться, ни еду приготовить).

В результате  дом и хозяйство пришли в запустение. Но,  несмотря на все это,   глупый помещик продолжает стоять на своем, так сказать «твердость души» в себе развивает. И мечтает о том, как он заживет без крестьян:  «Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб  все  паром  да  паром,  а холопского духу чтоб нисколько не было».

Иллюстрация

Рис. 2. Иллюстрация (Источник)

Если раньше он «тело имел  мягкое,  белое  и рассыпчатое» и  «жил и  на свет глядючи радовался», то теперь его не узнать: «Весь он,  с  головы  до  ног, оброс волосами, словно  древний  Исав,  а  ногти  у  него  сделались,  как железные. Сморкаться  уж  он  давно  перестал,  ходил  же  все  больше  на четвереньках … Утратил  даже  способность произносить  членораздельные  звуки  и  усвоил  себе  какой-то   особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста  еще не приобрел».

Мы видим полное физическое и духовное одичание человека: «Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил  свое  тело  рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет  оттуда.  Прибежит,  это,  заяц,  встанет  на  задние  лапки  и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж  тут  как  тут.  Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями,  да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Таким образом, главной  идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет.  Кроме того, автор хотел показать значение крестьянства в экономике всей России. Ведь исчезновение крестьян во владениях помещика привело к печальным последствиям во всей губернии. К помещику приезжает капитан-исправник. Он очень обеспокоен, что «на  базаре  ни  куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». «Обеспокоились начальники и собрали совет.  Решили:  мужика  изловить  и водворить,   а   глупому   помещику,   который   всей   смуте    зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступленню в казначейство податей препятствия не чинил».

Заканчивается сказка тем, что дикого помещика изловили, вернули ему человеческий облик и заставили вести прежний образ жизни. А что же с крестьянами?

«Как нарочно, в это время чрез губернский город  летел  отроившийся  рой мужиков и осыпал  всю  базарную  площадь.  Сейчас  эту  благодать  обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».Не случайнокрестьяне показаны через метафору «рой мужиков». У читателя сразу же появляется ассоциация с роем пчел. А как известно, пчела – символ труженика.  Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.  Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен.

Современники С.-Щ. высоко ценили сатирический дар. Так, например, Софья Ковалевская писала: «Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли.  Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен».

Теория литературы

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль. 

Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.  Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли иносказательно, притчами, аллегориями,  получило название эзопова языка.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. С.-Щ. Дикий помещик (Источник). 
  5. С.-Щ. Биография (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Сравните сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что их объединяет?
  2. Прочитать сказку С.-Щ.  (на выбор). Найти в тексте черты жанра сказки. Определить тему, идею, конфликт. Привести примеры сатиры, иронии.
  3. Подумайте, в чем актуальность сказок С.-Щ.?