Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

Подготовка к сочинению по литературе для одних — занятие более чем простое, для других — настоящая мука. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным  подскажет этот урок. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я?» Урок поможет вам определить важные моменты  в подготовке к сочинению по литературе.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

1. Введение

«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила  русскую силу!» – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.

Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:

Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.

Иллюстрация к повести

Рис. 1. Иллюстрация к повести (Источник)

Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.  

В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! где ты! Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя, в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.

Иллюстрации. Остап и Андрий.

Рис. 2. Иллюстрации. Остап и Андрий. (Источник)

Темы сочинений:

«Остап и Андрий – братья и враги»

«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»

«Три смерти»

«Героическое и эпическое в повести»

«Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»

Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:

Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:

  1. Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
  2. Основная часть. Раскрытие пункта.
  3. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
  4. Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ.  И.Е. Репин

Рис. 3. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ.  И.Е. Репин (Источник)

Два великих художника прошлого, Н. В. Гоголь – писатель и И. Е. Репин – художник, посвятили свои произведения Запорожской сечи (рис. 3).   

Современный кинорежиссер В. Бортко, сохраняя дух казачьей вольницы, повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков в художественном фильме «Тарас Бульба» (рис. 4).

«Тарас Бульба» Реж. Бортко

Рис. 4. «Тарас Бульба» Реж. Бортко (Источник)

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (Источник). 
  5. Фильм В. Бортко «Тарас Бульба» (Источник). 

 

Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. «Остап и Андрий – братья и враги»
  2. «Тарас Бульба – характер, рожденный временем»
  3. «Три смерти»
  4. «Героическое и эпическое в повести»
  5. «Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»