Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Стихотворения Некрасова. «Размышления у парадного подъезда»

На уроке  вы узнаете интересные и важные факты биографии поэта Н. А. Некрасова, которые повлияли на его творчество. На примере стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы рассмотрите тему обличения крепостничества в творчестве Н. А. Некрасова. Работая с текстом стихотворения, научитесь обращать внимание на особенность композиции, способы раскрытия центральных образов и выражения авторской гражданской позиции.

Конспект

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году  в местечке Немиров, ныне Винницкой области.  Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь.

Огромная семья (а у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника (главы полиции в уезде). Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменовало собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

Сознательная жизнь поэта началась с того, что он пошел против воли отца: отказавшись от военной  службы, поступил вольнослушателем в университет. Этот поступок навсегда лишил его родительской поддержки.  Будущий поэт начал путь лишений и испытаний, который воспитал в нем дух стойкого борца с трудностями и   защитника  бедных и угнетенных.

Портрет Н. А. Некрасова. Худ. И. Н. Крамской

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Портрет Н. А. Некрасова. Худ. И. Н. Крамской (Источник)

«Это было раненое сердце. Раз и на всю жизнь, - говорил Достоевский о Некрасове. - И не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».

Одним из самых значительных моментов биографии Некрасова стало его участие в воссоздании журнала «Современник». Основателем  "Современника" был А. С. Пушкин, привлекший к участию в журнале Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др.

После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и в 1847 году перешел  в управление  Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Некрасов привлек в "Современник" И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого,  И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, чьи произведения в нем печатались;  также  в журнале печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и др. западноевропейских писателей.

 Идейным руководителем  «Современника»  стал известный критик В. Г. Белинский, статьи которого определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократических идей, борьба за реалистическое искусство.

Общение с передовыми  людьми  в "Современнике" помогло окончательно сложиться  убеждениям Некрасова. Именно в этот период  открылось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя власть имущих, заступника угнетённой деревни.

Одним из ярких примеров гражданской лирики Некрасова стало стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

 Стихотворение  было написано в 1858 году. Впервые оно  было напечатано  за границей в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. Газета «Колокол» была первой  русской  революционной газетой,  издававшейся А. И. Герценом  в эмиграции.

Некрасова З. Н. (жена поэта)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Некрасова З. Н. (жена поэта) (Источник)

Сохранилось свидетельство жены Некрасова о том, как создавалось это произведение.

Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьева, в ведомстве которого находились земли. Поэтому совершенно не удивительно, что к дому этого министра частенько приходили  делегации от крестьян. Именно такую сцену довелось наблюдать Некрасову

Вот как жена поэта  вспоминает об этом случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Таким образом, тема стихотворения -  сатирическое обличение общественно-социального устройства российского общества и тяжёлое положение  крестьянства.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Композиция стихотворения  Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

1. Парадный подъезд (по торжественным и будничным дням).

2. Делегация крестьян.

3. Владелец роскошных палат.

4. Мужицкая доля.

Анализ стихотворения.

Часть 1.

С первых строк стихотворения  гневно звучит голос поэта.  Автор  использует свой излюбленный сатирический прием – сарказм.

Сарказм (греч. sarkasmós, от sarkázo, буквально — рву мясо), вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку. Высшая степень иронии.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

Слово «холопский» использовано здесь  в переносном значении.

Холоп (пренебр.) - несамостоятельный, раболепный человек, прислужник, приспешник кого-либо.

В будние дни у подъезда появляется публика иного рода. Это просители разного толка:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

ПРОЖЕКТЕР (фр., от projeter) - насмешливое название лица, занимающегося придумыванием различных предприятий и спекуляций, в действительности неосуществимых или невыгодных.

Автор использует антитезу (художественное противопоставление):

«пышный подъезд» - «убогие лица».

Часть 2.

Во второй части стихотворения автор рассказывает о делегации крестьян:

Делегация крестьян

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Делегация крестьян (Источник)

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. "Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Здесь саркастический тон автора сменяется на торжественный и печальный. Рядом с простыми русскими  словами, такими как:  загорелые лица, самодельные лапти, согнутые спины, -  поэт использует слова торжественного стиля: пилигрим,  скудная лепта.

В крестьянах автор будто  видит библейских паломников, ищущих правды:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

У читателей крестьяне вызывают сочувствие, сострадание. Однако для обитателей особняка это  всего лишь «оборванная чернь».

Часть 3.

В третьей части автор вновь переполнен сатирическим гневом. Он рисует образ владельца особняка, который безмятежно спит в своих роскошных палатах, равнодушный к народному горю:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

В этой части поэт использует побудительные предложения, пытаясь достучаться до холодного сердца властителя человеческих судеб:

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Сам поэт не ждет ответа, ведь «счастливые глухи к добру». Больше всего возмущает автора, что вельможа совершенно незаслуженно окружен ореолом славы и геройства:

Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Однако слава мнимая.  Автор рисует смерть вельможи:

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Часть 4.

После описания всех благ, которыми пользуются вельможи,  в четвертой части  убийственным контрастом поэт рисует  жизнь крестьян. Достаточно сравнить 2 отрывка:

Отдых вельможи в Италии

Картины народной жизни

Под пленительным небом      Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны…

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

 

Таким образом, мы видим, что  в композиции используется антитеза. Она помогает усилить трагический пафос  стихотворения и придать большую силу авторской сатире.

Внимательно перечитайте правый фрагмент таблицы, в котором описана народная доля. Заметили вы, что стихотворный ритм напоминает народную песню?  Создается этот особый песенный  ритм благодаря единоначатию (анафоре).  Также автор  использует  синтаксический  параллелизм (одинаковое синтаксическое  построение строф, например, использование  однородности).

Стихотворение Некрасова заканчивается обращением к народу-страдальцу:

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

На этот вопрос нет ответа.  Но такая постановка самого главного, решающего вопроса русской жизни не могла оставить равнодушным человека, в котором живет  патриотическое чувство. Стихотворение достигло цели: запрещенное цензурой, оно сделалось известным буквально всей России.

Современники по достоинству оценили смелость Некрасова. Так, например, Д. И. Писарев отмечал:  «Некрасова как поэта я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово“, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного»

 

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов. (Источник)
  2. Словари. Литературные термины и понятия. (Источник)
  3. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. (Источник)
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество. (Источник)
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии. (Источник)
  6. Толковый словарь русского языка. (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Найти в тексте стихотворения примеры антитезы, сарказма. Какую роль они играют в произведении?
  2. Выписать из текста торжественную лексику. Какую задачу она выполняет в стихотворении?
  3. Какой перед вами предстала личность Н. А. Некрасова после знакомство с его творчеством?