Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

К.Г. Паустовский. Рассказ "Корзина с еловыми шишками"

Этот видеоурок посвящен теме «К.Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Из увлекательного повествования преподавателя вы сможете узнать множество интересных литературных фактов о творчестве К.Г. Паустовского. Хотя рассказ «Корзина с еловыми шишками» – история вымышленная, но анализ этого произведения позволит вам окунуться в правдивую историю о человеке, тонко чувствующем природу – Эдварде Григе, известном норвежском композиторе.

Новый этап творчества Паустовского

На этом уроке мы поговорим о рассказе Константина Георгиевича Паустовского (рис. 1) «Корзина с еловыми шишками».

К. Г. Паустовский

Рис. 1. К. Г. Паустовский (Источник)  

В 30-е гг. ХХ века Константин Паустовский обращается к теме взаимоотношений человека и природы. Своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа можно считать появление вот такой выразительной миниатюры:

В.А. Луговской

Рис. 2. В.А. Луговской (Источник)

Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской (рис. 2) пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал: – Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена (рис. 3). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям туда вход воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?– Не знаю, – ответил я, – больше грустно…

Кленовый лист

Рис. 3. Кленовый лист (Источник

Важнейшая мысль произведений писателя – мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Мотивы создания рассказа «Корзина с еловыми шишками»

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» – вымышленная, но в то же время правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу, – об известном норвежском композиторе Эдварде Григе (рис. 4).

Эдвард Григ

Рис. 4. Эдвард Григ (Источник

Эдвард Григ – известный норвежский композитор, в своем творчестве отразивший быт, нравы, обряды, предания своей родной страны, рассказавший о них всему миру.

Культурное наследие Норвегии

Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов (рис. 5).

Природа Норвегии

Рис. 5. Природа Норвегии (Источник

Люди, населяющие эту страну, смелые, гордые, привыкшие подчинять себе стихии, покорять их. Народное искусство Норвегии так же своеобразно и прекрасно, как жизнь людей и природа этой страны. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами о походах викингов, о таинственных силах злых духов.

Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов, что эти напевы способны заставить плясать не только человека, но и горы.

Самобытное искусство маленькой страны стало известно миру благодаря творцам, таким, например, как Генрих Ибсен (известный норвежский драматург) (рис. 6) и Эдвард Григ (композитор).

Генрих Юхан Ибсен

Рис. 6. Генрих Юхан Ибсен (Источник

Встреча композитора Э. Грига и Дагни

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

 

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с косичками, дочь лесника. Звали ее Дагни Педерсен. Она собирала в корзину еловые шишки (рис. 7).

Григ встречает Дагни

Рис. 7. Григ встречает Дагни (Источник

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же, все кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины.

В описании природы важно настоящее, подлинное; настоящее противопоставляется подделке.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

В портрете девочки мы наблюдаем органичную связь с лесом, с природой.

Встреча пробудила в композиторе желание подарить Дагни что-нибудь, и становится понятно, что этим подарком может быть музыка (рис. 8).

– Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Я делаю подарки для взрослых, учись терпению.

Сам же Григ подумал:

«Я напишу музыку.На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Эдвард Григ и Дагни Педерсен

Рис. 8. Эдвард Григ и Дагни Педерсен (Источник

Григ не сомневался, что через десять лет его музыкальная пьеса будет услышана Дагни и она почувствует звуки своего леса, той природы, которая окружала ее с детства. Музыка, по задумке Грига, должна была перейти через время и пространство.

В доме композитора

В Бергене все было по-старому.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль (рис. 9).

Рояль

Рис. 9. Рояль (Источник

Посмотрите, какие картины воссоздало воображение читателя в пустом доме композитора, похожем на жилище дровосека. Что же хотел создать Григ и что же хотел внушить человеку, вступающему в жизнь?

Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг разом смолкали.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами.

Григу хотелось передать юной девушке ощущение красоты и радости жизни:

– Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что жизнь удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Дагни в гостях у дяди и тети

В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее к своей сестре погостить (рис. 10).

Взрослая Дагни Педерсен

Рис. 10. Взрослая Дагни Педерсен (Источник)

Сестра работала театральной портнихой, а ее муж Нильс – театральным парикмахером. Дагни смогла, живя у них, часто бывать в театре. Очень интересное размышление о роли театра в жизни человека появляется в рассказе. По словам дядюшки Нильса, в театре надо верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры. И Дагни верила.

И вот тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти на концерт.

Дагни на концерте

Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни впервые в жизни услышала симфоническую музыку:

Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Итак, - услышала Дагни, - сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Посмотрите, как Константин Георгиевич Паустовский передает музыку с помощью слов:

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Посмотрите, что переживает девушка в этот момент:

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так вот тот подарок, что обещал сделать ей через десять лет этот человек!

Дагни испытывала сильнейшие чувства под влиянием музыки Грига:

Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!».

Музыка стихла. Сначала медленно, потом, все разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

Так заканчивается рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Мы видим, как Дагни пришла на концерт симфонической музыки, услышала, поняла, почувствовала эту музыку, увидела в этой музыке всю свою прошедшую жизнь и поверила в волшебную силу искусства. А нам эту силу искусства помог понять Константин Георгиевич Паустовский.

 

Список литературы

  1. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. – 2012.
  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – 2009.
  3. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – 2008.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Биографии великих и известных людей (Источник).
  2. Peskarlib.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса.
  2. Вспомните, какие мысли посещали Грига, когда он писал музыку для Дагни. Озвучьте их. Какие мысли посещали Дагни, когда она услышала музыку? Сравните эти мысли.
  3. Расскажите о роли музыки в рассказе.