Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Л. Андреев. Рассказ "Кусака"

На данном уроке будет рассмотрена тема «Л. Андреев. Рассказ «Кусака». На этом уроке вы, скорее всего, впервые познакомитесь с творчеством Л. Андреева. Мы обсудим рассказ «Кусака», в котором главным героем является собака. Надо отметить, что он будет не единственным произведением автора, которое вам предстоит прочитать. В этом рассказе автор поднимает проблему равнодушия взрослых, которое порождает равнодушие у детей.

Введение

На этом уроке мы с вами познакомимся с рассказом Леонида Андреева «Кусака». (Рис. 1.)

Обложка рассказа «Кусака»

Рис. 1. Обложка рассказа «Кусака» (Источник

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова самого автора рассказа. «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Анализ текста

Уже в первой главе перед нами предстает образ собаки. «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу».

Обратите внимание на то, сколько в первом абзаце слов с отрицанием (никому не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать, нет дома). Все это рождает страх и обиду в душе собаки. Она не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не отгоняли ее. (Рис. 2.)

Иллюстрации к рассказу

Рис. 2. Иллюстрации к рассказу (Источник)

Важным является эпизод с пьяным мужиком, встречающийся вначале. Не доверяет Кусака людям, но ей хочется быть нужной. «Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.
– Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
– Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
– У-у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок».

Кусака постаралась довериться человеку и в ответ в очередной раз почувствовала обиду и совсем перестала доверять людям. В то же время чувство ненужности растет в ее душе.

Одной зимой собака находит пустую дачу и поселяется под ее террасой. «На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». Сама для себя она понимает, что нашла дом и бескорыстно сторожит его. Обратим внимание на пейзаж, которым заканчивается первая глава. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч». Он мрачный, зимний, но вместе с тем собака обретает свой дом, она обрела нужность.

Вторая глава начинается с прихода весны. Посмотрим, какие перемены привнесла эта пора в жизнь Кусаки.

«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз…

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется». Пока собака еще не доверяет людям, чувство злобы живет в ее душе. Но она с каждым днем становится добрее. Приехавшие дачники были добрыми людьми, даже несмотря на то, что поначалу хотели прогнать Кусаку. Но со временем они меняют свое отношение к собаке и даже дают ей имя.

«– А где же наша Кусака?
   И это новое имя "Кусака" так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, – словно это был не хлеб, а камень, – и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее "своей" собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей». (Рис. 3.)

Леля и Кусака

Рис. 3. Леля и Кусака (Источник)

Страх не уходит из сердца Кусаки. Даже несмотря на то, что люди ее зовут и появляется Леля, которая окончательно забыла обиду на собаку за то, что при первой встрече она на нее набросилась. «Кусачка, пойди ко мне! – звала она к себе. – Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась…

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают». Несмотря на боязнь, собака начинает идти на контакт с людьми. Она постепенно привыкает к этим людям и выражает свою преданность.

«...Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара». Ласки растопили злобу в душе собаки.

Третья глава начинается с замечательного предложения, подумайте, как его можно понять. «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?» И всеми силами Кусака пытается доказать людям свою преданность и любовь. Посмотрим, как изменилась Кусака.

«...Шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Страх не совсем еще испарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться.

Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, – и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

И, как прежде, на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

Если для людей, игравших с собакой, это было всего лишь развлечение, то для Кусаки это было выражением ее чувств. При посторонних людях, приходивших в гости, она не показывала своих штук и убегала прятаться под террасу. К сожалению, чудо, произошедшее с Кусакой, продолжается недолго. Читателя настораживает пейзаж, который появляется в четвертой главе.

«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой». Что будет дальше? Кусачку не хотят брать в город. Когда Леля пытается уговорить свою маму, то та объясняет, что в доме нет двора, а в комнатах такой беспородной собаке не место. Странно, что именно в этот момент мама предлагает Леле  завести другого щенка. Печально, что для беспородной Кусачки места в доме нет, а для породистого щенка оно найдется.

Интересен диалог Лели с мамой. На протяжении всего диалога Леля изо всех сил сдерживает слезы, но так и не заплачет. Выходит, что девочка испытывала не такие уж и глубокие чувства по отношению к Кусаке. Для Лели Кусака так и осталась игрушкой, которую может заменить любой другой щенок. Случилось то, чего боялась Кусака. Та странная мольба в глазах собаки вновь появилась. Люди снова приманили ее и попытались приласкать, и Кусака поверила в этих людей. Но как вы думаете, какой удар для собаки стал больнее: удар мужика в начале рассказа или удар людей, в которых Кусака смогла поверить и стала им доверять? Удар Лели и ее родственников гораздо больнее потому, что это удар не физический, а удар по душе собаки.

«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке».

Еще одной важной частью пятой главы является эта: «Наступила ночь...Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно-спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла».

«Собака выла» – главное предложение в пятой главе. Почему выла? Раньше у собаки болело тело, а теперь у Кусаки болит душа. И этот удар гораздо больнее, чем удар человека, который ее пнул.

Заключение

После дружбы с людьми Кусака стала еще несчастнее. История Кусаки – это рассказ о равнодушии взрослых, которое порождает равнодушие и бессердечие детей. Отношение к животным у Леонида Андреева считается одним из критериев нравственности. Вернемся к началу урока и вспомним эпиграф. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Толстогузова М.В. Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
  3. Шарафутдинова Р.А. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. 900igr.net (Источник).
  2. Knigaport.ru (Источник).
  3. To-name.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Ответьте на вопросы.

  1. На какие чувства и переживания натолкнул вас рассказ «Кусака»? Как вы понимаете выражения: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака», «Желтыми огнями загорелась осень...»?
  2. Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили? Опишите устно.
  3. Напишите рецензию на рассказ «Кусака».