Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

На уроке учащиеся откроют для себя новые стороны личности русского поэта-футуриста Владимира Маяковского, прочитают и проанализируют стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»; попытаются разобраться в сложном и уникальном поэтическом мире автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1. Введение

Высокий, широкоплечий, с мужественными и резкими чертами лица, Маяковский был на самом деле очень добрым, мягким и ранимым человеком. Очень любил животных (рис. 1).

Известно, что он не мог пройти мимо бездомной кошки или собаки, подбирал их, пристраивал у знакомых. Однажды у него в комнате жили одновременно 6 собак и 3 кошки, одна из которых вскоре родила котят. Квартирная хозяйка приказала немедленно прикрыть этот зверинец, и Маяковский спешно начал искать питомцам новых хозяев.

Фото. Маяковский с собакой.

Рис. 1. Фото. Маяковский с собакой (Источник)

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку –

тут у булочной одна –

сплошная плешь, –

из себя

и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

ешь!

Из биографии В. Маяковского мы знаем, что он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно увлекался новым направлением в искусстве, получившим название ФУТУРИЗМ, и социалистическими идеями.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.)

Футуристы считали, что литература должна искать новые темы и формы. По их убеждению, современный поэт должен отстаивать свои права. Вот их перечень:

1.На увеличение словаря  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (слово-новшество)

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования

Футуристы экспериментировали со словом, создавая авторские неологизмы. Так, например, футурист Хлебников придумал название русских футуристов – будетляне (люди будущего).

 За участие в революционных кружках Маяковский трижды был арестован, последний раз 11 месяцев провел в тюрьме. Именно в этот период Маяковский решает всерьез заняться литературой. В поэме Асеева «Маяковский начинается» (рис. 2) этот период жизни поэта описан в следующих словах:

Иллюстрация к поэме Асеева «Маяковский начинается»

Рис. 2. Иллюстрация к поэме Асеева «Маяковский начинается» (Источник)

И вот он выходит:

большой, длиннолапый,

обрызганный

ледниковым дождем,

под широкополой,

обвиснувшей шляпой,

под вылощенным нищетой плащом.

Вокруг никого.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю.

За душой – ни гроша…

Лишь пахнет Москва

горячо калачами,

да падает лошадь,

боками дыша.

Упоминание о лошади в этом отрывке не случайно. Одним из лучших стихотворений раннего Маяковского стало стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (рис. 3).

Иллюстр. к стих. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Источник)

Сюжет его был подсказан самой жизнью.   

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье «Как делать стихи?». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.

Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Лошадь

Улица (толпа)

Лирический герой

1. Лошадь на круп

   грохнулась,

 

2. За каплищей каплища

   по морде катится,

   прячется в шерсти...

лошадь

   рванулась,

   встала на ноги,

   ржанула

   и пошла.

 

3. Рыжий ребенок.

   Пришла веселая,

   стала в стойло.

   И все ей казалось -

   она жеребенок,

   и стоило жить,

   и работать стоило.

 

1. Ветром опита,

   льдом обута,

   улица скользила,

 

2. За зевакой, зевака,

   штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

   сгрудились,

   смех зазвенел и зазвякал

 

3. Улица опрокинулась,

   течет по-своему...

 

1. Смеялся Кузнецкий.

   Лишь один я

   голос свой не вмешивал в вой ему.

2. И какая-то общая

   звериная тоска

   плеща вылилась из меня

   и расплылась в шелесте.

   "Лошадь, не надо.

   Лошадь, слушайте -

   чего вы думаете, что вы их плоше?

   Деточка,

   все мы немножко лошади,

   каждый из нас по-своему лошадь".

 

Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.

Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.

Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой.

 

Вывод: в стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: несмотря ни на что жить стоит и работать стоит.

Средства художественной выразительности

Развернутая метафора. В отличие от простой метафоры, развернутая заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Например:

1. Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

2. И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

Стилистические приемыассонанс и аллитерация. Это фонетические приемы, позволяющие звуками нарисовать или передать событие.

Ассонанс:                                                                                            

- Лошадь упала!-

- Упала лошадь!-

С  помощью гласных поэт передает крик толпы, а может быть, ржание лошади, ее крик. Или крик лирического героя? В этих строчках звучит боль, стон, тревога.

Аллитерация:

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал

С помощью согласных поэт передает неприятный смех толпы. Звуки раздражают, как скрип ржавого колеса.

Звукоподражание — один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений

Например:

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Используя двусложные и односложные слова с повторяющимися звуками, поэт создает звуковой эффект скачущей лошади.

Особенности рифмы

В. Маяковский во многом был первооткрывателем, реформатором, экспериментатором. Его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» удивляет своим богатством, разнообразием и оригинальностью рифмы.

Например:

Усеченная, неточная: плоше – лошадь, зевака – зазвякал

Неравносложная: в шерсти – в шелесте, стойло – стоило

Составная: в вой ему – по-своему

Омонимическая: пошла – краткое прилагательное и пошла – глагол.

Таким образом, автор использует различные литературные приемы, чтобы создать яркую, эмоциональную картину, которая не оставит никого равнодушными.  Такая особенность присуща всему творчеству Маяковского. Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Платонов – «мастером всеобщей большой жизни».

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник)
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).  
  4. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (Источник). 
  5. Маяковский. Стихи. Автобиография. «Как делать стихи?» (Источник).
  6. В. Маяковский. Биография. Творчество (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В чем особенность ритма этого стихотворения? Легко ли вам его было читать? Почему?
  2. Найдите в стихотворении авторские слова. Как они образованы?
  3. Найдите в стихотворении примеры развернутой метафоры, гиперболы, каламбура, ассонанса, аллитерации.
  4. Найдите строки, в которых выражена идея стихотворения.