Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ "Тихое утро"

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Ю.П. Казакова «Тихое Утро», составите план к этому рассказу, проведете подробный анализ рассказа.

Юрий Павлович Казаков

Скорее всего, вы не впервые встречаете имя Казакова (рис. 1) и читали многие его рассказы. Казаков – мастер рассказа. Очень многие критики отмечали, что, несмотря на то что рассказ – это малый жанр, такие произведения можно называть большой литературой. Среди сборников Ю.П. Казакова: «Артур – гончий пес», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». Казаков стал писателем достаточно поздно. Он играл на виолончели, мечтал работать в оркестре.

Ю.П. Казаков

Рис. 1. Ю.П. Казаков (Источник

План рассказа «Тихое утро»

Сегодня вы знакомитесь с рассказом «Тихое утро». В рассказе два главных героя – Володя и Яшка. В основу этого рассказа положен реальный случай. Прежде чем обратиться к анализу рассказа, составим небольшой план:

  1. Ранним утром
  2. Яшка будит Володю
  3. По дороге на рыбалку
  4. Ловля рыбы
  5. Володя тонет
  6. Спасение Володи
  7. Яшка и Володя по дороге домой

Проведем подробный анализ рассказа по плану.

Ранним утром

Итак, начало рассказа – утро, когда просыпается Яшка:

Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.

 Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок был предрассветный сон, и голова валилась на подушку, глаза слипались, но Яшка переборол себя.

 

Вскоре в рассказе появляется первая пейзажная зарисовка. Природа становится действующим лицом (рис. 2):

Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние – едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...

Тихое утро

Рис. 2. Тихое утро (Источник

Яшка будит Володю

Яшка проснулся рано и стал действовать достаточно активно, быстро и собранно. Он встал, умылся, поел, взял удочки, накопал полную банку червей и пошел будить своего нового друга Володю:

На сеновале спал его новый приятель – Володя.

Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул.

Потом сплюнул и прислушался.

 - Володька! - позвал он.- Вставай! (рис. 3)

Деревенский дом

Рис. 3. Деревенский дом (Источник

Обратите внимание на очень интересную деталь – испачканные землей пальцы. С помощью этой детали начинает уже вырисовываться образ деревенского мальчишки.

Заметьте, что автор постоянно называет мальчиков Яшка и Володя. Яшка – простой деревенский мальчишка. Володя – городской мальчик. И несмотря на фразу Яшки ( – …Володька!), автор тут же исправляется:

Володя зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец, неловко слез, наступая на незавязанные шнурки.

И Яшке, и Володе, конечно, не хочется вставать. Но Яшка в себе преодолел тягу ко сну, потому что обещал сводить мальчика на рыбалку и познакомить его с деревенской рыбной ловлей.

Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочкипритащил... а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать - и вот вместо благодарности и восхищения – «рано!».

Для Яшки прелесть утра уже была отравлена. И свое настроение, некоторое пренебрежение он начал высказывать Володе:

- Ты что, в ботинках пойдешь? - презрительно спросил он и посмотрелна оттопыренный палец своей босой ноги. - А калоши наденешь? Володя промолчал, покраснел и принялся за другой ботинок. Мы видим, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, многое знает, а Володе многому предстоит еще научиться и узнать. Он действительно не умеет ходить босиком и себя чувствует в этой ситуации не очень ловко. Вот каковы мысли Яшки о Володе: А этот... пришел вчера, вежливый... «Пожалуйста, пожалуйста...» Дать ему по шее, что ли? Надо было связываться с этим москвичом, который, наверно, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!..- А ты галстук надень,- съязвил Яшка и хрипло засмеялся.- У нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься.

Володя готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так ждал этого утра!

По дороге на рыбалку

И вновь как действующее лицо вступает в рассказ природа. Они шли по деревне, и туман отступал перед ними, открывая все новые иновые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы... Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова плотно смыкался сзади.   Обратите внимание, какие чувства по дороге на рыбалку испытывает Володя: Володя жестоко страдал. Он не сердился на себя за грубые ответы Яшке,сердился на Яшку и казался себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости: «Подумаешь, велика важность – босикомидти! Воображалы какие!». Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал и на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны, и серую рубаху. Он завидовал Яшкиному загару и его походке.   Яшка ощущает себя хозяином положения. Автор характеризует состояние и чувства Яшки с помощью таких слов: Яшка съязвил; хмуро сказал Яшка; самодовольно осведомился Яшка; ядовито прищурился Яшка; задрожал от ярости. В то время как совершенно противоположна характеристика Володи: примиряюще улыбнулся; у Володи заблестели глаза; Володя восторженно выдохнул; Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому, как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга. Ощущение восторга и счастья охватывает Володю. Мы видим, как Яшка со знанием дела рассказывает Володе о работе тракториста, о ловле рыбы, о голосах птиц, как он умеет их различать: - Что это свистит? - Володя остановился, подняв голову- Это? Это ути летят... Чирочки.- Ага... знаю. А это что?- Дрозды звенят... На рябину прилетели к тете Насте в огород. Мальчики подходят к рыбному месту (рис. 4): Солнце наконец взошло; только заржала в лугах лошадь, и как-тонеобыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла. Вот в рассказе появляется первая тревожная мысль: У воды было сыро, угрюмо и холодно.- Тут, знаешь, глубина какая? - Яшка округлил глаза. - Тут и днанету...Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул.

Река

Рис. 4. Река (Источник

Ловля рыбы

Проследите, как себя ведут мальчики на рыбалке (рис. 5): Закинув насадку, Яшка, не выпуская из рук удилища, нетерпеливоуставился на поплавок. Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил при этом удилищем за ветлу. Яшка страшно взглянул на Володю, выругался шепотом.

Мальчики на рыбалке

Рис. 5. Мальчики на рыбалке (Источник

Володя не умеет рыбачить и пытается у Яшки этому научиться: Рука у Яшки скоро устала, и он осторожно воткнул удилище в мягкий берег. Володя посмотрел на Яшку и тоже воткнул свое удилище."Тоже мне рыбак! - подумал Яшка.- Сидит раскорякой... Один ловишь или с настоящим рыбаком, только успевай таскать...". Он хотел чем-нибудь уколоть Володю. И вот, наконец, первая удача – пойман большой лещ: Володя обернулся и увидел, что его удочка, отвалив ком земли, медленносползает в воду и что-то сильно дергает леску. Он вскочил, споткнулся и, на коленях подтянувшись к удочке, успел схватить ее. Удилище сильно согнулось. Володя повернул к Яшке круглое бледное лицо.- Держи! - крикнул Яшка.Но в этот момент земля под ногами у Володи зашевелилась, подалась, онпотерял равновесие, выпустил удочку, нелепо, будто ловя мяч, всплеснулруками, звонко крикнул: «Ааа...» - и упал в воду.- Дурак! - закричал Яшка, злобно и страдальчески искривив лицо. -Недотепа чертова!.. Рыбу распугал.

Вот здесь Яшка еще пока думает о рыбе, о том, что испорчена рыбалка, не понимая, что случилось страшное.

Володя тонет

Но, взглянув на воду, он замер, и у него появилось то томительное чувство, которое испытываешь во сне, когда вялое тело не поддается сознанию: Володя в трех метрах от берега бил, шлепал по воде руками, запрокидывал к небу белое лицо с выпученными глазами, захлебывался и, окунаясь в воду, все силился что-то крикнуть, но в горле у него клокотало, и получалось: «Уаа... Уа...».«Тонет!» - с ужасом подумал Яшка.Подгоняемый страшными звуками, которые издавал Володя, Яшкавыскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов,остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя.Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи... Яшка судорожно шарил в карманах и в сумке в поисках хоть какой-нибудь бечевки и, не найдя ничего, бледный, стал подкрадываться к бочагу. Подойдя к обрыву, он заглянул вниз, ожидая увидеть страшное и в то же время надеясь, что все как-то обошлось, и опять увидел Володю. Володя теперь уже не бился, он почти весь скрылся под водой, только макушка с торчащими волосами была еще видна. Она скрывалась и опять показывалась, скрывалась и показывалась... Яшка, не отрывая взгляда от этой макушки, начал расстегивать штаны, потом вскрикнул и скатился вниз. Высвободившись из штанов, он, как был, в рубашке, с сумкой через плечо, прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку.Чувствуя у себя на шее мертвую хватку, он попытался выставить из водысвое лицо, но Володя, дрожа, все карабкался на него, наваливался всей тяжестью, старался влезть на плечи. Яшка захлебнулся, закашлялся, задыхаясь, глотая воду, и тогда ужас охватил его, в глазах с ослепительной силой вспыхнули красные и желтые круги. Он понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дернулся из последних сил, забарахтался, закричал так же нечеловечески страшно, как кричал Володя минуту назад, ударил его ногой в живот, вынырнул, увидел сквозь бегущую с волос воду яркий сплющенный шар солнца, чувствуя еще на себе тяжесть Володи, оторвал, сбросил его с себя, замолотил по воде руками и ногами и, поднимая буруны пены, в ужасе бросился к берегу.   Первая мысль, которая приходит к Яшке, – бежать в деревню, просить помощи. Он даже не думает о том, что он может помочь. Но в какой-то момент Яшка понимает, что, пока он будет бежать, Володя уже утонет, и сам его решает спасти. Посмотрите, как человек выбирает между своей смертью и смертью другого человека. Страшно стало мальчику, и он ударил в живот ногой Володю, выплывая сам. И в этот момент его охватывает не только ужас собственной смерти, но и понимание того, что рядом-то тонет человек. Вновь автор мастерски вводит пейзаж, который становится действующим лицом. Ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилосьНебывалое - только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его.

Обратите внимание на название рассказа – «Тихое утро». Как будто название рассказа вступает в противоречие с тем, что происходит с героями. Не такое уж и тихое это утро. Название у рассказа обманчивое.

Спасение Володи

Яшка нырнул. Володя держался на боку, одна нога его запуталась в траве, а сам он медленно поворачивался, покачиваясь, подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой рукой, словно пробуя на ощупь воду.Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за руку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх.Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плытьбыло тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка вылез сам и вытащил Володю. Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным...   Мы видим, что в этот момент Яшка вновь испытывает страх: Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица! Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул,насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти. Голова Володи билась по земле, волосы свалялись от грязи. И в тот самый момент, когда Яшка, окончательно обессилев и упав духом, хотел бросить все и бежать куда глаза глядят,- в этот самый момент изо рта Володи хлынула вода, он застонал и судорога прошла по его телу.   Проследите, как мальчики переживают случившееся, как проявляются лучшие черты характеров героев в этой ситуации: Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было емумилее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю и бессмысленно спрашивал: -Ну как? А? Ну как?..Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слезы,и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез. Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось.  

Как считают исследователи творчества Казакова, писатель не утаивает ничего невыгодного о своих героях от читателя. Читатель сам должен решить, хороши они или плохи. И вот мы видим, что в этой ситуации Яшке и страшно, и он борется со своей слабостью, и вместе с тем он как ребенок, пережив такой трагический случай, плачет, ревет, сотрясается всем телом.

Яшка и Володя по дороге домой

Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой. Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной (рис. 6).

Рис. 6. Солнце над озером (Источник)

Запах жизни, свет, который дарит жизнь, помогли Яшке преодолеть моменты малодушия, преодолеть свой собственный страх. Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами ветра летели запахи сена и сладкого клевера. И запахи эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню (рис. 7).Мальчики идут домой

Рис. 7. Мальчики идут домой (Источник

Тихое утро, казалось бы, не предвещало ничего страшного, но мы видим, сколько напряжения оно потребовало от Яшки, сколько душевных и физических сил потребовалось для спасения друга. Непросто, оказавшись в такой ситуации, проявить мужество, стойкость и остаться человеком. Очень важно в жизни выдержать такое испытание. Вспоминается народная мудрость: друзья познаются в беде.  

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – 2008.
  2. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. – 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – 2009.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Pomnipro.ru (Источник).
  2. Lib.ru (Источник).
  3. Lit-helper.com (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в рассказе «Тихое утро»?
  2. Дайте характеристику образам героев рассказа. С помощью каких деталей автор придает им образность?
  3. Сделайте краткий пересказ, ориентируясь на план к рассказу.