Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Дороги великой войны. К. С. Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… Жди меня и я вернусь. М. В. Исаковский. Летят перелетные птицы… Теория литературы: анафора и повторы

Дороги великой войны

О теме Великой Отечественной войны в литературе мы уже говорили. Обсуждали великую поэму «Василий Теркин» Александра Твардовского. Сегодня мы обсудим стихотворения, где присутствует тема военных дорог, которыми идет солдат, чтобы защитить свою родину (см. рис. 1).

Рис. 1. М.В. Фаюстов. «Дороги войны»

Константин Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Возможно первым нужно процитировать Константина Симонова (см. рис. 2). Свои лучшие стихи он написал во время Великой Отечественной войны. Вся страна переписывала и учила его строки «Жди меня, и я вернусь», которые помогали людям выжить на фронте.

Рис. 2. Константин Михайлович Симонов

Симонов пишет стихотворение, адресованное другу-поэту. С первых же строк встречаемся с темой дороги и пути:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

 

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

 

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Константин Симонов

Если тема войны и военных дорог раскрывается в эпосе, то повествуется о битве и героизме, о столкновении враждующих сил, о том, как воины идут к победе. В лирике говорится о доме, о любви, о тех, ради кого солдат пошел на войну.   

Так повелось с самого начала. Одиссей в «Илиаде» – воин и герой. Одиссей в «Одиссее» – любящий муж и отец, стремящийся вернуться на родину. Это лирическое начало связано с темой путешествий, странствий и военных дорог.

Теория литературы: анафора и повторы

Особенности стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»:

  • Одни и те же слова повторяются много раз, иногда они стоят в начале строки. «Русская мать», «русская женщина», «по-русски меня обняла» (см. рис. 3).

Рис. 3. Повторы в стихотворении К. Смирнова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Нас учили, что в письменных работах в пределах одного предложения применять однокоренные слова не рекомендуется. В стихотворении повторяются слова, а в начале строки обороты: «Ты помнишь», «Ты знаешь».

Повторы нужны, чтобы усилить впечатление, чтобы стихи запоминались. В литературе такой художественный прием называется «анафора».

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех же слов, словосочетаний в начале предложения.

Повтор – повторение звуков, слов, предложений для усиления впечатления.

М.В. Исаковский. «Летят перелетные птицы…»

Стихотворение «Летят перелетные птицы…» Михаила Исаковского было написано сразу после войны (см. рис. 4). Поэт создал для композиторов много текстов будущих песен.

Рис. 4. Михаил Исаковский

Песня звучит не так как стихотворение, записанное на бумаге. В этом году мы читали сложные стихи Мандельштама, Лермонтова, они предназначены для «чтения глазами». А песня должна звучать, поэтому строится иначе. Мы уже изучали «Журавлей» Расула Гамзатова. И здесь также возникает образ перелетных птиц:

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий

И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке,

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю,

Но не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Михаил Исаковский

Во-первых, присутствуют анафоры и повторы. Во-вторых, рифмовка совсем простая, рифмуются только четные строки. Песня должна длиться, передавать чувства, она не может быть слишком сложной. Главное, чтобы человек, слушая ее, сравнивал себя с лирическим героем.

Домашнее задание

Углубить ваше представление о средствах художественной выразительности помогут литературоведческие статьи. Постарайтесь найти примеры этих средств в предложенных ниже произведениях: 

Пройдя по ссылке, вы найдете стихотворения К.М. Симонова, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Предлагаем прочесть стихотворения М.В. Исаковского:

Прочитайте стихотворение Булата Окуджавы, известного вам поэта-фронтовика, «А мы с тобой, брат, из пехоты».

Посмотрите урок «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», размещенный на нашем сайте.