Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Путь и путешествие в мировой литературе. Гомер. «Одиссея»

Тема пути и путешествия в мировой культуре

В пятом классе мы говорили о произведениях, в которых поднимались темы детства и игры. Годом позже – о книгах, где представлены герои и героическое. А в седьмом сосредоточимся на рассказах о путешествиях.

Люди начали путешествовать сравнительно недавно. В древности, чтобы человек сорвался с места, нужны были серьезные основания: война, голод, необходимость срочно передать весть. Если люди не были кочевниками, то могли прожить всю жизнь в одном месте. И кочевники не путешествовали, они вели такой образ жизни.

Путешествие – опасное приключение. В дороге могут встретиться разбойники, в море шторм, течь в корабле. Мир был напряженным.   

Были другие странствия – духовные. Человек совершал путь внутрь себя, это было присуще людям во все времена.

Анализ эпической поэмы «Одиссея» Гомера

Первое произведение, в котором говорится о странствиях, эпическая поэма Гомера «Одиссея» (см. рис. 1).

Рис. 1. Гомер

Мы уже говорили об «Илиаде» Гомера. Между этими поэмами есть разница. «Илиада» – эпический рассказ о войне и подвигах. Повествование о легендарных древних временах, героических событиях, победах.

Тема «Одиссеи» не война. Хотя главный герой воин – он придумал троянского коня (см. рис. 2).

Рис. 2. Джованни Доменико. «Шествие Троянского коня в Трою»

Война окончена, и Одиссей странствует не для того, чтобы узнать что-то новое о других местах. Он странствует, чтобы вернуться домой. Это путешествие к себе самому, к своим близким, которых он оставил десять лет назад, когда только начиналась Троянская война. На острове Итака его ждет любимая семья: жена Пенелопа и сын Телемах. За эти годы они так изменились, что могут друг друга не узнать. На этом держится сюжет «Одиссеи». На острове Итака собрались женихи, они сватаются к богатой Пенелопе (см. рис. 3), так как неизвестно, жив ли Одиссей.

Рис. 3. Дж. У. Уотерхауз. «Пенелопа и поклонники»

Проходя через различные приключения, преодолевая невероятные препятствия, побеждая страшных врагов, включая одноглазых циклопов, Одиссей возвращается домой. Герой бы не смог вернуться на родной остров, если бы ему не помогали боги. Богиня Афина вела его через все испытания.

Если «Илиада» – эпическая поэма о войне, то «Одиссея» – эпическая поэма о мире. Странствие – мирное дело. Есть дороги войны, но они должны привести героя в родной дом. Если мы побеждаем, то возвращаемся сами к себе.

Чем же завершается «Одиссея»? Прочитаем маленький отрывок:

Ей возражая, ответствовал туч собиратель Кронион:

«Странно мне, милая дочь, что ты меня о том вопрошаешь?

Ты не сама ли решила рассудком своим, что погубит

Всех их, домой возвратясь, Одиссей многоумный?»

Почему Зевса называют Кронидом или Кронионом? Он сын Крона.

Что хочешь сделать теперь, то и сделай. Мои же тебе я открою

Мысли: отмстил женихам Одиссей богоравный – имел он

Право на то; царем он останется; клятвой великой

Мир утвердится; а горькую смерть сыновей их и братьев

В жертву забвению их предадим; и любовь совокупит

Прежняя всех; и с покоем обилия здесь водворится.

Финал. Главной победой, о которой рассказывает Гомер в «Одиссее», является мирный договор. Это важный момент. «Илиада» о войне, «Одиссея» о мире, о странствии. Мы прощаем главного героя к нему самому.

Эта поэма стала одним из ключевых произведений в мировой литературе, к ней возвращаются поэты всех времен и народов.

«Одиссея» в поэзии Осипа Мандельштама

Прочитаем стихотворение выдающегося русского поэта Осипа Мандельштама (см. рис. 4).

Рис. 4. Осип Мандельштам

Поэт пишет не о Греции, а о Крыме. В Крыму, глядя на волны, он представляет себя Одиссеем, он чувствует связь с античным героем, возвращающимся на родину:

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
– Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, – и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, – идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса – не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады – и вот

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, –
Не Елена – другая, – как долго она вышивала?

(Осип Мандельштам «Золотистого меда струя из бутылки текла»)

Чтобы понять эту строфу вспоминайте:

  • Кто такая Елена?
  • Какое отношение Елена имела к началу Троянской войны?

А та «другая» – это Пенелопа. Она ткала, ожидая своего мужа Одиссея из долгого, многолетнего странствия.

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

(Осип Мандельштам «Золотистого меда струя из бутылки текла»)

Вот так русский поэт, глядя на Черное море, омывающее берега Тавриды, то есть Крыма, совершает путешествие во времени. Как Одиссей возвращается в свою родную Итаку, так поэт Мандельштам возвращается к Гомеру, и это путешествие завершается.

Домашнее задание

Чтобы ответить на вопросы, прозвучавшие на уроке, прочитайте отрывки из книги Николая Куна «Легенда и мифы Древней Греции».

  • «Рождение Зевса»
  • «Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с Титанами»
  • «Борьба Зевса с Тифоном»
  • «Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея»
  • «Дионис»
  • «Дионис и его свита»
  • «Рождение и воспитание Диониса»

Предлагаем прочитать вам стихотворения поэтов ХХ века, которых, как и Осипа Мандельштама, вдохновила поэма Гомера:

  • Валерий Брюсов. «Жалобы героя»
  • Николай Гумилев. «Возвращение Одиссея»
  • Иосиф Бродский. «Одиссей Телемаку»
  • Иосиф Бродский. «Итака»