Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Понятие о предании, о былине

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. Среди произведений фольклора огромное историческое значение имеют предания. В былинах народ на века запечатлел  общественные и нравственные нормы своего прошлого. На уроке вы прикоснетесь к уникальному памятнику словесной культуры, познакомитесь с содержанием предания «Пётр и плотник» и особенностями былин.

Тема: Устное народное творчество

Урок: Понятие о предании, былине

1. Введение

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по волшебному миру литературы. И первое, с чего мы начнем знакомство, – это произведения устного народного творчества, то есть, фольклор. Одним из первых жанров фольклора стали предания.

Предание – это устный рассказ, в котором говорится о реальных исторических событиях, о реальных исторических людях. Рассказ этот передавался из уст в уста, из поколения в поколение (рис. 1).

Баян. Худ. В. Васнецов

Рис. 1. Баян. Худ. В. Васнецов (Источник)

Предание «Петр и плотник (рис. 2)»

Однажды приехал царь в Воронеж, корабли строить. За то и памятник ему там поставлен. Сказывали, что он, вроде как, сам рабочим был: сам рубил, сам пилил. Созвали лучших мастеров и к работе их приставили. Один лучший из лучших мастер работал в паре с царем. Ему и невдомёк было, что царь с ним рядом работает. Думал он, что какой-то из приезжих, новичок. Но вот царь рубит, пилит – не получается. Плотник делает ему замечание: то не так, другое не так. Петр внимательно слушает и все быстро перенимает. А когда стали работу шабашить, Петр подошел к плотнику и сказал: «Хоть ты меня крепко и ругал, я на тебя зла не держу, благодарю за науку». Снял Петр со своей руки кольцо, отдал плотнику и говорит: «Носи да вспоминай, что науку самому царю преподал».  

Царь-плотник. Санкт-Петербург, скульптор Леопольд Бернштам.

Рис. 2. Царь-плотник. Санкт-Петербург, скульптор Леопольд Бернштам.  (Источник)

Памятник Петру І. Воронеж

Рис. 3. Памятник Петру І. Воронеж. (Источник)

На что в первую очередь обращает внимание сказитель? Безусловно, на справедливость Петра (рис. 3). Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Если не умеешь – надо учиться, постоянно совершенствовать свое ремесло. А вот если выполняешь свою работу плохо – учись, учись долго и прилежно, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил царь плотника.

Предания использовали многие поэты для создания собственных произведений. Например, А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» писал:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Былины – один из древнейших жанров фольклора. Берут свое начало они в ХІ веке. И учеными доказано и четко установлено, что до ХVІІ века писались былины. А бытовали они в устной форме до середины ХХ века.   

Былины – это русский героический эпос. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом.

Герои былин – богатыри (рис. 4). Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух воина, поддерживали силы, мужество, стойкость.

Мир и быт простого крестьянина являлись основой былин и сказок. Место действия любой былины – это город, торговая площадь в Киеве или в Новгороде. В то время Русь вела оживленную торговлю с другими странами.  

И также неоценимой является достоверность тех сведений, которые в былинах отражена. Былинные герои – это защитники и помощники русской земли. Верным товарищем им являлся конь. Конь был не только помощником богатырям, но и помощником любому землепашцу. Будничный труд крестьянина ценился выше воинского.

Особенности былин:

торжественность тона,

особенный ритм,

особенный стих.

Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.

Три богатыря. Худ. В. Васнецов

Рис. 4. Три богатыря. Худ. В. Васнецов.(Источник)

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).  
  4. Все о русских былинах (Источник). 
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Прочитайте былину «Вольга и Микола Селянинович», составьте ее план.
  2. Дайте характеристику главному герою. Какие идеальные качества он в себе воплотил?