Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Дж. Олдридж. Последний дюйм

На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Олдриджа «Последний дюйм», в ходе анализа дадут характеристику главным героям и сделают вывод об основной идее и проблематике рассказа.

Тема: Зарубежная литература ХХ века

Урок: Рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм»

1. Введение

В моих книгах главная тема всегда

одна и та же — выбор, выбор пути,

выбор действия, выбор мировоззрения.

Олдридж Джеймс

Фото. Дж. Олдридж (1918 г.)

Рис. 1. Фото. Дж. Олдридж (1918 г.) (Источник)

Олдридж Джеймс (рис. 1) – английский писатель и общественный деятель. Работа журналиста и военного корреспондента, побывавшего на многих фронтах Второй мировой войны 1939–45 гг., стала для Олдриджа школой жизненного опыта и мастерства. Его художественные репортажи, романы, новеллы отразили героизм народного Сопротивления и те перемены, которые повлекла за собой всемирно-историческая победа над фашизмом.

Олдридж живо отзывается на волнующие проблемы времени. Писателя привлекает судьба простого человека, в драматических обстоятельствах одерживающего победу над отчаянием. Ярким примером тому стал рассказ «Последний дюйм».

Сюжет. Смысл названия.

Главные герои рассказа – это 43-летний летчик Бен и его 10-летний сын Дэви. Отношения между ними непростые. Бен все время работал, поэтому очень мало времени уделял своему ребенку. Его жена Джоанна была недовольна жизнью в пустынях Аравии и в конце концов бросила мужа с сыном и уехала на Родину, в Новую Англию. Так Бену пришлось  самому воспитывать своего сына. Чтобы как-то сблизиться с ним, Бен взял Дэви с собой в полет. Они прилетели в Акулью бухту на Красном море. Здесь Бен должен был вести подводную съёмку для одной телекомпании, которая платила хорошие деньги за видео из жизни морских хищников, акул. Во время съемки акулы напали на Бена, и он еле живой выбрался на берег. 10-летний мальчик сумел оказать отцу первую помощь, но летчик не мог сам вести самолет. Это нелегкое дело легло на плечи Дэви. Сначала это казалось просто невозможным. Однако мальчик не только сумел поднять самолет в воздух, но и долететь до аэродрома, и даже посадить самолет. Таким образом, сын спас отца. В конце рассказа Одридж пишет о том, как изменились отношения отца с сыном.

Таким образом, название рассказа символично: главным героям удалось преодолеть «последний дюйм, который...», по мнению автора, «...разделяет всех и вся». 

Дюйм (от нидерл. — большой палец) — единица измерения расстояния в некоторых европейских неметрических системах мер. 1 англ. дюйм = 2,54 см. Исторически — ширина большого пальца взрослого мужчины. Слово «дюйм» введено в русский язык Петром I в самом начале XVIII века.   

Композиция рассказа «Последний дюйм»

  1. Экспозиция — рассказ автора о событиях, которые предшествовали полёту в бухту;
  2. Завязка — Бен вынужден взять сына с собой;
  3. Развитие действия — полёт в бухту, подготовка к съёмке, спуск под воду;
  4. Кульминация — ранение Бена; неимоверные усилия отца и сына, чтобы выжить;
  5. Развязка — успешное приземление на аэродроме Каира; начало новых, действительно родственных отношений.

Характеристика героев. Отец и сын.

Бену 43 года. Он лётчик высокого класса. В прошлом у него было все: любимая работа, жена, ребенок. Когда  Бэн потерял работу, он вдруг остро почувствовал, что и он сам, и его близкие глубоко несчастны. А причина этого в том, что нет семьи, в которой было бы взаимопонимание, любовь, поддержка. «Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим — одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе».

Все изменилось, когда жена уехала, бросив своего 10-летнего сына. Наверное, только тогда Бен осознал, наконец-то, что он отец, который должен воспитывать своего ребенка, заботиться о нем. Однако оказалось, что это сложно, Бен раздражителен, нетерпелив, и оказалось, что он совсем не умеет разговаривать с сыном. Может быть, чтобы как-то сблизиться, летчик и решил взять сына с собой.  

Читая рассказ, понимаешь, насколько безответственно Бен поступил. Отправившись в отдаленный, пустынный район, он даже не сообщил никому о маршруте, и в случае несчастья самолет искали бы долго и вряд ли бы нашли. Кроме того, взяв мальчика с собой, отец даже не запасся питьевой водой, а из напитков взял только пиво. Эти подробности не красят отца, мы осуждаем его за равнодушие, бессердечность. Мы жалеем мальчика. Наблюдая за ним, мы отмечаем его молчаливость, замкнутость, угрюмость. О чем он думает, исподволь наблюдая за отцом? Что чувствует? Ненависть? Любовь? Обиду? Писатель не раскрывает нам этой загадки. Пока не произошли трагические события.

«—  Я тебе скажу, сынок, а ты постарайся понять. Слышишь? — Бен едва слышал себя сам и на секунду даже забыл о боли. — Тебе, бедняга, придется все делать самому, так уж получилось. Не расстраивайся, если я на тебя закричу. Тут уж не до обид. Не надо обращать на это внимание, понял?

— Да. — Дэви перевязывал левую руку и не слушал его.

— Молодчина! — Бену хотелось подбодрить ребенка, но ему это не слишком-то удалось. Он еще не знал, как найти подход к мальчику, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить. Но все должно идти по порядку…»

Обратите внимание — впервые Бен обратился к мальчику СЫНОК, впервые он всерьез обеспокоен его судьбой. Бен думает не о своей жизни, его задача — спасти сына.

«Единственной надеждой спасти мальчика был самолет, и Дэви придется его вести. Не было ни другой надежды, ни другого выхода. Но прежде надо обо всем как следует поразмыслить. Мальчика нельзя пугать. Если Дэви сказать, что ему придется вести самолет, он придет в ужас. Надо хорошенько подумать, как сказать об этом мальчику, как внушить ему эту мысль и убедить все выполнить, пусть даже безотчетно. Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом, незрелому сознанию ребенка».

Именно в этом моменте происходит перелом в отношении между отцом и сыном. В момент опасности они поняли, как дороги друг другу. Оба прилагают неимоверные усилия ради спасения. Отец старается преодолеть страшную боль от ранений, мальчик преодолевает страх и поднимает самолет в воздух. Героизм мальчика поражает отца, к нему приходит мысль, что он допустил непоправимую ошибку в прошлом: «Неужели можно годами жить с сыном и не разглядеть его лица?» — думает Бен.

Цитаты, которые показывают, каким увидел Бен своего сына:

«Он, кажется, парень развитой», — подумал Бен, удивляясь странному ходу своих мыслей. Этот мальчик с серьезным лицом был чем-то похож на него самого: за детскими чертами скрывался, быть может, жесткий и даже необузданный характер».

«Славный парень! Он долетит. Он справится! Бен видел резко очерченный профиль Дэви, его бледное лицо с темными глазами, в которых ему так трудно было что-либо прочитать. Отец снова вгляделся в это лицо. «Никто даже не позаботился сводить его к зубному врачу», — сказал себе Бен, заметив слегка торчащие вперед зубы Дэви, — тот болезненно оскалился, надрываясь от напряжения. «Но он справится», — устало и примирительно подумал Бен».

Чувства мальчика:

«Он боялся отца. Правда, не сейчас. Сейчас он просто не мог на него смотреть: тот спал с открытым ртом, полуголый, весь залитый кровью. Он не хотел, чтобы отец умер; он не хотел, чтобы умерла мать, но ничего не поделаешь: это бывает. Люди всегда умирают».

Читая рассказ, задумываешься: неужели должно произойти в жизни что-то страшное, трагическое, чтобы человек понял, как дороги ему самые близкие, самые дорогие ему люди? Для героев рассказа произошло именно так. Хорошо, что у них есть впереди возможность все исправить:

«Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик. Но, глядя в эти темные глаза, на слегка выдающиеся вперед зубы, на это лицо, столь необычное для американца, Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберется до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберется.Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела. Но быть мастером своего дела — обязанность летчика, а ведь Бен был когда-то совсем неплохим летчиком».

В этих словах заключается главная идея рассказа Олдриджа.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. ЛитКульт (Источник).
  5. Солнечный ветер. Историко-художественный журнал для всех (Источник).
  6. Яндекс. Видео (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте цитатный план рассказа Олдриджа «Последний дюйм».
  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Последний дюйм нелегко преодолеть».