Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Рассказ Рея Бредбери «Каникулы». Что нужно человеку для счастья?

На уроке учащиеся познакомятся с биографией известного американского писателя-фантаста Брэдбери, познакомятся  с содержанием рассказа «Каникулы»; в ходе обсуждения  и анализа рассказа постараются ответить на вопрос: в чем смысл жизни человека и что ему нужно для счастья.

Тема: Зарубежная литература XX века

Урок: Рассказ Рея Брэдбери «Каникулы»

 

1. Введение

Рей Дуглас Брэдбери (1920–2012)

Рис. 1. Рей Дуглас Брэдбери (1920–2012) (Источник)

Американский писатель-фантаст Рей Дуглас Брэдбери (рис. 1) стал одним из самых известных и читаемых писателей во всем мире. Его смерть в 2012 году оплакивали миллионы поклонников его таланта.

Писатель родился в бедной американской семье. Окончив среднюю школу, сразу пошел работать, так как денег на дальнейшее образование не было. В будущем писатель вспоминал: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». 

Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.  

Рей  Брэдбери много читал и перенял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был  моим  отцом. Уэллс — мудрым  дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом…  Ну, кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»

Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. С одним из фантастических рассказов Брэдбери мы познакомимся сегодня. Это рассказ «Каникулы».

Жанр – фантастический рассказ.  Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции (рис. 2):

Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы»

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы» (Источник)

«День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадо́кс (от др.-греч.— неожиданный, странный) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».  

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город  на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?

А все началось с разговора, когда однажды вечером,  измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался:

«— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

- Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье. Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: — Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет  надеждой на то, что все вернется на круги свои:  «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места.  Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Вывод. Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

 

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. Рей Брэдбери. Творчество. Биография (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ. Составьте его план.
  2. Мальчик написал письмо. Как вы думаете, о чем оно? Попробуйте составить и записать это письмо.
  3. Чему учит рассказ Брэдбери «Каникулы»?