Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Урок 1

На уроке вы познакомитесь с интересными фактами  жизни и удивительно трагической судьбой французского писателя І пол. ХХ века Антуана де Сент-Экзюпери. Писатель мечтал о спасении всего человечеств. «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», – признавался он. На уроке вы познакомитесь с философской сказкой Экзюпери «Маленький принц», которая заставляет читателя задуматься над многими общечеловеческими проблемами.

Тема: Зарубежная литература XlX века

Урок: Антуан де Сент - Экзюпери. Маленький принц. Урок 1

1. Введение

Имя Антуана де Сент-Экзюпери (рис. 1) становится известным в литературе в 30-е годы ХХ века, а в 50-ые годы появляются первые переводы на русский язык.

Экзюпери – военный летчик. Фото 

Рис. 1. Экзюпери – военный летчик. Фото (Источник)

Экзюпери был не только писателем, но и военным летчиком. Именно опыт военного летчика лег в основу его романов «Южный почтовый», «Военный летчик», «Земля людей». Но однажды Экзюпери написал одну небольшую, но очень необычную книжку, сказку «Маленький принц», и сам ее иллюстрировал.

Сказка, рассказанная Экзюпери, человечная и мудрая. Ее автор в ней не только поэт, но и философ. 

В последний день июля 1944 Экзюпери исчез в небе над французской Ривьерой. Ушел к звездам так же, как ушел его герой Маленький принц.  

В одном из писем своей матери Экзюпери писал:

«Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать».

Ему, романтику, человеку, любившему жизнь, было что сказать. И он написал свою сказку «Маленький принц», сказку о самом важном – о жизни на планете Земля.

Сказка «Маленький принц» появилась в годы Второй мировой войны. Она была написано в 1942 году, а в 1943 уже вышла в свет (рис. 2).  

Обложка книги. 1943 г

Рис. 2. Обложка книги. 1943 г (Источник)

В это время писатель участвует в воздушных боях за освобождение Франции. Внимание писателя направлено к тайнам детства, к умению видеть в самом обыкновенном загадочное, умению быть искренним и открытым этому миру.

Особенности жанра

Экзюпери назвал свое произведение философской сказкой. Философия – это наука о вечных проблемах, о жизни, смерти, любви. Сказка – это произведение о вымышленных героях с участием фантастических сил.

Если откроем книгу, первое, что мы прочитаем, – это посвящение.

«Леону Верту

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

Леону Верту,

когда он был маленьким»

Детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а скорее психологическое. Человек может быть и в 5 лет 70-летним старичком. А 70-летний может сохранять чистоту ощущения мира, яркость мировосприятия и казаться нам ребенком. Сказка Экзюпери – это и есть проверка людей на детскость. Так автор проверяет, кто же из нас стал взрослым, а кто в душе еще ребенок.

Загадка. Посмотрите на иллюстрацию. Что вы увидели на картинке? (рис. 3)

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери

Рис. 3. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

Взрослые видят перед собой шляпу. А дети говорят о том, что это что-то другое.

Об этом мы узнаем в следующем рисунке-подсказке (рис. 4).

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери

Рис. 4. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

Мы видим, что удав проглотил слона. Именно это способен увидеть ребенок в рисунке, похожем на шляпу.

Автор проверяет взрослых на понятливость и определяет результат, насколько стандартно их мышление, а насколько они еще способны увидеть чистоту и искренность мира, а мыслить нестандартно, необыкновенно, так, как способны мыслить дети.

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» – замечает автор.

Проблематика сказки

Сказка «Маленький принц» – это ключ к пониманию самых сложных тем и самых трудных проблем в жизни человека. И эти проблемы становятся доступны именно детям. Автор позволяет нам увидеть преимущества детского мира над миром взрослых. Свою книгу Экзюпери адресовал именно тем, кто способен увидеть удава в шляпе, кто способен отвлечься от цифр, кто смеется над цифрами. Тем, кто способен мечтать. И в книге поднимаются 3 очень важные проблемы:

  1. проблема смысла жизни,
  2. проблема любви,
  3. проблема смерти.

Анализ глав

Главный герой прилетел с планеты Астероид В-612.

 «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»

Мы узнаем со слов летчика, что он может рассказать о своем друге. И он рассказывает нам, чтобы мы не забыли его друга, потому что очень печально, когда забывают друзей: «И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Итак, посмотрим, как была устроена жизнь на планете Маленького принца. Первое, о чем мы узнаем из его рассказов, это трагедия с баобабами (рис. 5).  

 

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери 

Рис. 5. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

Зачем же нужно выпалывать баобабы? Если баобабы не выполоть вовремя, они принесут много беды, и этой беды уже будет не миновать.   

В чем же смысл рассказа о баобабах? Это не просто изображение зла, которое может разорвать планету на клочки. Вспомним, что Экзюпери пишет свою сказку в период Второй мировой войны. И то зло, которое пытается окутать планету, – это фашизм. Разве он не похож на те семена баобаба, которые пытаются разорвать маленькую планету Маленького принца? Но наш герой не позволяет этого. Так же, как и не может позволить человечеству завоевать себя.

Что же еще мы узнаем о планете, об Астероиде В-612? Маленький принц (рис. 6) говорит слова, которые сегодня для нас являются крылатыми.

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери

Рис. 6. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

 «— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная»

А также Маленький принц рассказывает о том, как он ведет свое хозяйство (рис. 7):

«У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться! Поэтому он прочистил и потухший вулкан тоже. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений».

На планете у Маленького принца было одно развлечение. Он любовался закатом.

 «А на твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!

И немного погодя ты прибавил:

— Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…»

 

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери

Рис. 7. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

А еще на планете Маленького принца росла роза.

«А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет...»

«— Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»»

 Роза была ужасная кокетка. Например, она могла сказать Маленькому принцу:

«— Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…»

И Маленький принц не удивлялся, что она не страдает избытком скромности, потому что для него это было удивительно красивое создание. Его красавица была горда, обидчива и капризна. И Маленький принц совсем с ней измучился.

«...я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?»

«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

— Напрасно я ее слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться»

«Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить»

В сцене прощания с розой дважды прозвучало слово «любить».  

Любить – это значит понимать и прощать. Любить – это значит испытывать чувство ответственности. Но Маленький принц принимает решение улететь со своей планеты. Посмотрим, какова же была его цель: «...надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь».

Планета Короля

«Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330»

 

Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери

Рис. 8. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери (Источник)

«На первом астероиде жил король (рис. 8). Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне — очень простом и все же величественном.

— А, вот и подданный! — воскликнул король, увидав Маленького принца.

«Как же он меня узнал? — подумал Маленький принц. — Ведь он видит меня в первый раз!»

Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди — подданные.

— Подойди, я хочу тебя рассмотреть, — сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем».

Но Маленький принц недоумевал – планета была такой крохотной, что он не понимал, а где же тут царствовать?  И постепенно пребывая на планете короля, принц понимает, что власть короля на планете бессмысленна.  

 «Жаль, что тут не поглядишь на заход солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато.

— Мне пора, — сказал он королю. — Больше мне здесь нечего делать».

Постоянно помните цель, с какой Маленький принц отправляется в путешествие. Он хочет чему-нибудь научиться. И на этом первом астероиде 325 он понимает, что учиться, в общем-то, нечему.  

Планета Честолюбца

Астероид 326. Худ. Экзюпери

Рис. 9.  Астероид 326. Худ. Экзюпери (Источник)

«На второй планете жил честолюбец (рис. 9).

— О, вот и почитатель явился! — воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

— Добрый день, — сказал Маленький принц. — Какая у вас забавная шляпа.

— Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.

«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.

— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.

— А как это — почитать?

— Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!»

Конечно, и на этой планете Маленький принц ничему не научился. И он сбежал от честолюбца.

Планета Пьяницы

Астероид 327. Худ. Экзюпери

 Рис. 10. Астероид 327. Худ. Экзюпери (Источник)

«На следующей планете жил пьяница (рис. 10). Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— Зачем?

— Чтобы забыть.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь»

Планета Делового человека

Астероид 328.Худ. Экзюпери

Рис. 11. Астероид 328.Худ. Экзюпери (Источник)

«Четвертая планета принадлежала деловому человеку (рис. 11). Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

— Добрый день, — сказал ему Маленький принц. — Ваша папироса погасла.

— Три да два — пять. Пять да семь — двенадцать. Двенадцать да три — пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь — двадцать два. Двадцать два да шесть — двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять — тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один»

«— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

— Что делаю?

— Да.

— Ничего не делаю. Я ими владею.

— Владеешь звездами?

— Да.»

«— У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

«Нет, взрослые и правда поразительный народ», — простодушно говорил он себе, продолжая путь»

Планета Фонарщика

 

 

Астероид 329. Худ. Экзюпери

Рис. 12. Астероид 329. Худ. Экзюпери (Источник)

«Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик (рис. 12). Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:

«Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

«Добрый день», «Добрый вечер», – постоянно повторял фонарщик, не успевая включить фонарь. Его приходится включать, потому что наступает вечер, наступает ночь. И Маленький принц не понимает, для кого фонарщик освещает планету. Но в этом действии есть что-то более полезное, чем на предыдущих планетах.

«Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

— Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!»

««Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».

Маленький принц вздохнул».

Планета Географа (рис. 13)

Астероид 330. Худ. Экзюпери 

 Рис. 13. Астероид 330. Худ. Экзюпери (Источник)

«Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.

— Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! — воскликнул он, заметив Маленького принца.

Маленький принц сел на стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал!

— Откуда ты? — спросил его старик.

— Что это за огромная книга? — спросил Маленький принц. — Что вы здесь делаете?

— Я географ, — ответил старик.

— А что такое географ?

— Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.

— Как интересно! — сказал Маленький принц. — Вот это — настоящее дело!»

Но он тут же понимает, что географ всю свою жизнь просидел, не выходя из комнаты, перелистывая толстенные книги.  

«Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник».

И Маленький принц вновь сталкивается с мыслью, что работа географа бессмысленна.

Вывод

Удивительно, что,  посетив 6 планет, невозможно научиться ничему. Ребенок видит мир чисто, открыто и не понимает, что же может быть полезного в жизни этих людей. И самое главное, что научиться у них нечему.

«Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но тут же мужество вернулось к нему.

— Куда вы посоветуете мне отправиться? — спросил он географа.

— Посети планету Земля, — отвечал географ. — У нее неплохая репутация…

И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке»

Мы с вами увидели, что жители всех планет, как им казалось, занимались очень важным делом. Но Маленький принц не находит в их делах никакого смысла.

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. Экзюпери. Маленький принц (Источник). 
  5. Экзюпери. Биография (Источник). 
  6. Маленький принц. Мультфильм (Источник).  

 

Домашнее задание

  1. Дайте краткую характеристику каждому обитателю астероидов, где побывал маленький принц. Какую сторону взрослого мира символизирует каждый из них?
  2. Как вы думаете, почему автор снабдил книжку собственными иллюстрациями?
  3. Выпишите из текста цитаты, в которых автор противопоставляет мир взрослых и мир детей.
  4. О чем заставил вас задуматься Экзюпери?