Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Урок 2

На уроке вы познакомитесь с интересными фактами жизни и удивительно трагической судьбой французского писателя І пол. ХХ века Антуана де Сент-Экзюпери. Писатель мечтал о спасении всего человечества. «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», – признавался он. На уроке вы познакомитесь с философской сказкой Экзюпери «Маленький принц», которая заставляет читателя задуматься над многими общечеловеческими проблемами.

Тема: Зарубежная литература XlX века

Урок: Антуан де Сент - Экзюпери. Маленький принц. Урок 2

1. Введение

Земля – планета непростая.

Знакомство с планетой Земля начинается с 16 главы сказки «Маленький принц». Это 7-ая планета, которую посетил наш герой (рис. 1).  

Иллюстрация. Худ. Экзюпери 

Рис. 1. Иллюстрация. Худ. Экзюпери (Источник)

«Земля — планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых».  

«Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча».

Встреча со змеёй

Эта первая встреча уже создает представление о нашей планете.  

  «— А где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко…

— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея».

Змея предлагает воспользоваться ее ядом, уверяя, что яд очень хорош.

«— Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, — сказала она. — Но ты чист и явился со звезды…

Маленький принц не ответил.

— Мне жаль тебя, — продолжала змея. — Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…»

Маленький принц запомнил эти слова, и в конце сказки он действительно воспользуется помощью змеи для того, чтобы вернуться на свою планету.

Встреча с розами (рис. 2)

Иллюстрация. Худ. Экзюпери

Рис. 2. Иллюстрация. Худ. Экзюпери (Источник)

«Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

— Добрый день, — сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

— Добрый день, — отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

— Кто вы? — спросил он, пораженный.

— Мы — розы, — отвечали розы.

— Вот как… — промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!»

Память о Розе сопровождает героя в течение всей истории. Подумайте, что символизирует этот цветок в жизни маленького принца?

«А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»

Он лег в траву и заплакал»

Только на Земле Маленький принц осознал, что такое любить. Любить – это значит видеть не только то, что на поверхности, но и видеть хрупкую душу того, кого ты любишь.

А эта душа, душа Розы, была спрятана за капризами.

«...хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились сомнения». А любовь не терпит сомнений в любимом существе.

Мы понимаем, что Маленький принц убежал от своей любви, потому что не совсем понимал, что значит любить. И сейчас в 20 главе, будучи на Земле, попав в розовый сад, он чувствует себя очень-очень несчастным и думает, что роза обманула его. Но эта роза была единственной для него, той, которую он вырастил, которую он холил и лелеял. А вот в этом саду каждая роза была похожа друг на друга. И лишь на Земле Маленький принц начинает понимать, что он любит свою розу.

 

Иллюстрация. Худ. Экзюпери

Рис. 3. Иллюстрация. Худ. Экзюпери (Источник)

Встреча с Лисом (рис. 3)

«Вот тут-то и появился Лис.

— Здравствуй, — сказал он.

— Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.

— Я здесь, — послышался голос. — Под яблоней…

— Кто ты? — спросил Маленький принц. — Какой ты красивый!

— Я — Лис, — сказал Лис.

— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно…

— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.

— Ах, извини, — сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

— А как это — приручить?

— Ты не здешний, — заметил Лис. — Что ты здесь ищешь?

— Людей ищу, — сказал Маленький принц. — А как это — приручить?

— У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

— Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?

— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.

— Узы?

— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…»

«Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится».

И мы видим, что в словах Лиса есть стремление избежать одиночества.

«— Пожалуйста… приручи меня!

— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и

тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды».

Именно от Лиса Маленький принц получает первые уроки доброты и любви. Для прирученного Лиса жизнь словно светом озаряется. Жизнь Маленького принца тоже меняется. Он учится видеть и слышать то, чего раньше не замечал. Самое главное то, чего не увидишь глазами. «Зорко одно лишь сердце».

«— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете».

«— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».

Именно Лис научил Маленького принца тому, что любовь – это ответственность. Любить значит помочь, понять.

Афоризмы из произведения

«Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится!»

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце»

«...ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

«Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили»

Встреча со стрелочником  

В 20-ой главе Маленький принц встречается со стрелочником. Разговор со стрелочником вновь обращает нас к теме детства, к загадкам детства.

Перед  нами проносятся поезда. Они несутся быстро, в разные стороны. И Маленький принц не понимает, куда едут люди, чего они ищут. И лишь только дети способны ответить на эти вопросы.

  «— Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…

— Их счастье, — сказал стрелочник».

Иллюстрация – коллаж

Рис. 4. Иллюстрация – коллаж (Источник)

При встрече с летчиком оба героя учатся друг друга понимать. И понимают, что даже на Земле, населенной миллионами людей, миллиардами людей, человек может быть одиноким.  

Большая планета Земля с ее притяжением не позволяет Маленькому принцу вернуться на свою планету, не позволяет перелетать с планеты на планету, как он это делал раньше. И поэтому он разрабатывает план. Он вспоминает о тех словах, которые сказала ему змея. У нее очень хороший яд. И он решил им воспользоваться. Именно так, оставив на Земле тело, можно подняться к своей планете. А главное, что он должен свою душу обратить к своей единственной розе.

Финал  

Так в чем же смысл финала сказки? Для чего Маленькому принцу необходимо вернуться на свою планету? Он помнит то, чему научил его Лис. Он научился любить. Он приручил свою Розу. А любовь – это ответственность. И сейчас он должен вернуться к Розе, потому что он ее приручил.

Иллюстрация. Худ. Экзюпери 

Рис. 5. Иллюстрация. Худ. Экзюпери (Источник)

В конце автор пишет:

«Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Экзюпери сам чувствует ответственность за тех, ради кого он сражается с фашизмом, словно его герой Маленький принц.  Он вновь и вновь поднимается в небо, чтобы защитить свою страну.

Афоризмы из произведения.

 «Зорко одно лишь сердце».

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

«Среди людей тоже бывает одиноко».

«Одни только дети знают, чего ищут».

«Вода бывает нужна и сердцу».

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Экзюпери. Маленький принц (Источник). 
  5. Экзюпери. Биография (Источник). 
  6. Маленький принц. Мультфильм (Источник).  

 

Домашнее задание

  1. Как вы понимаете смысл афоризмов из произведения Экзюпери «Маленький принц»?
  2. Выберите один из афоризмов и напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.
  3. Какие прочитанные вами ранее произведения перекликаются с мыслью Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?