Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.П. Чехов. Рассказ "О любви"

На этом уроке вы познакомитесь с одним из рассказов Антона Павловича Чехова – «О любви». Мы поговорим о судьбах героев рассказа, рассмотрим вопросы, которые поднимает автор. Также поговорим о вечной теме – о любви.

Введение

Тема нашего урока: «Антон Павлович Чехов, рассказ “О любви”» (рис. 1). Вы уже знакомились со многими рассказами этого писателя. Какие-то из них вы читали самостоятельно, а какие-то изучали в школе.

Рис. 1. А.П. Чехов (Источник)

Вам уже должны быть известны рассказы «Хамелеон», «Пересолил», «Размазня», «Злоумышленник». Сегодня мы знакомимся с рассказом «О любви». Он входит в «маленькую трилогию» Чехова, наряду с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Каждая история – это рассказ в рассказе, отдельный случай из жизни человека. Повествование ведется от лица рассказчика, причем каждый попеременно становится то героем, то слушателем, то рассказчиком определенной истории. Это не просто конкретная история о конкретном человеке, это история, которая позволяет понять современную Чехову жизнь. Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, сумел показать противоречивость мечты и действительности. Автор задает множество вопросов, например: что такое любовь? как она зарождается? на какие жертвы могут идти мужчина и женщина ради этого чувства?

Рассказ «О любви»

Попробуем разобраться в сложнейших отношениях людей на примере рассказа «О любви». В этой истории рассказчиком и героем является помещик Алехин. Рассказ начинается с очень короткой зарисовки: перед нами появляется два, казалось бы, незначительных персонажа, а именно: повар Никанор и красивая Пелагея, которая влюблена в этого повара, но не выходит за него замуж, а соглашается «жить так». Никто из действующих героев не может ответить на вопрос, за что Пелагея так сильно любит повара.

«Стали говорить о любви.
– Как зарождается любовь, – сказал Алехин, – почему Пелагея не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам, а полюбила именно Никанора, этого мурло, – тут у нас все зовут его мурлом, – поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно, и обо всем этом можно трактовать как угодно».

В рассказе мы сталкиваемся с философскими размышлениями автора, которые он вкладывает в уста героя.

«До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть", все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, – это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать».

Один из героев приводит в пример случай «русской» любви:

«Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами…

...милая дама, которая всякий раз, когда я держал ее в объятиях, думала о том, сколько я буду выдавать ей в месяц и почем теперь говядина за фунт».

Вопросы, которые Чехов ставит перед нами в начале рассказа, и те, о которых задумываются герои, неразрешимы в рассказе.

Почитаем, что же рассказывает о себе помещик, какова история его жизни.

«Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно, – начал Алехин, – с тех пор, как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек, но на имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга. Я решил так и начал тут работать, признаюсь, не без некоторого отвращения».

Возникает мысль, что очень часто человек в своей жизни делает не то, что ему хочется, а то, что необходимо. Несмотря на то что Алехину не нравится заниматься сельским трудом, он считает это своим долгом.

«...я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился…

...летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до своей постели и засыпал в сарае, в санях или где-нибудь в лесной сторожке...»

А ведь мы прочитали в начале рассказа, что он был кабинетный человек, образованный, знал несколько языков, привык к комфорту...

«Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне...»

Дальше Алехин рассказывает о том, как в его жизни появилась надежда на любовь. Однажды в городе он встречает Анну Алексеевну Луганович.

«И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича. Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет…

...я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». (Рис. 2.)

Рис. 2. Анна в рассказе «О любви» (Источник)

Алехин, вернувшись в деревню, постоянно вспоминает об этой белокурой женщине, постоянно думает о ней.

«...я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе».

«...бьющее впечатление красоты и милых ласковых глаз, не дает мне покоя».

И в тот момент, когда происходит следующая встреча, Анна Алексеевна признается, что она тоже слегка увлеклась Алехиным.

«Вы тогда были воодушевлены и много говорили, были очень интересны, и признаюсь, я даже увлеклась вами немножко. Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память, и сегодня, когда я собиралась в театр, мне показалось, что я вас увижу».

Анна Алексеевна замужем. Отношения между этими людьми развиваются, но не могут перерасти во что-то большее.

«Ее взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне, ее домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня все то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного. Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своем, или же она играла мне на рояле».

Оба героя боятся говорить о своих чувствах. Создается впечатление, что они сами боятся этой любви, боятся нарушить свою устоявшуюся жизнь. Каждый делает так, как нужно, как необходимо, но не так, как велит ему чувство.

«Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, – понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простака, который рассуждает с таким скучным здравомыслием, на балах и вечеринках держится около солидных людей, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, точно его привели сюда продавать, который верит, однако, в свое право быть счастливым, иметь от нее детей; и я все старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка».

Можно занимать разные позиции и по отношению к герою, и по отношению к героине, но мы понимаем, что эти люди встретили в жизни возможность обрести любовь и они действительно были готовы полюбить друг друга. Несмотря на то что Анна Алексеевна состоит в браке, она остается одинокой, несмотря на то что помещик постоянно занят делами, он постоянно чувствует пустоту. Их объединяет это чувство одиночества, чувство неудовлетворенности.

«А приезжая в город, я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду. Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею: мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда»?

Алехин задает очень много вопросов: он пытается оправдать свою нерешительность.

«Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти, или, просто, если бы мы разлюбили друг друга»?

Сомнения Алехина не пусты и не трусливы, нам открываются мысли порядочного человека. Но мы ощущаем неуверенность Алехина в глубине его чувств.

Давайте посмотрим, какие мысли мучают Анну Алексеевну.

«И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий»?

Герои боятся своего чувства, и автор показывает их безволие и спутанность представлений о счастье, о любви.

«...что делалось в моей душе. Я молча брал из ее рук бинокль и в это время чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга, но, по какому-то странному недоразумению, выйдя из театра, мы всякий раз прощались и расходились, как чужие. В городе уже говорили о нас бог знает что, но из всего, что говорили, не было ни одного слова правды».

Алехин нерешительный, робкий, даже слабый человек, он во всем поступает в соответствии с общепринятыми представлениями, и автор показывает, как это слепое следование общепринятым нормам губит чистое и светлое чувство и опустошает жизни героев.

«Мы молчали, и все молчали...»

В жизни героев нет цели, и это губит их. Очень важные мысли возникают в конце рассказа.

«в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...»

 

Заключение

Удивителен подтекст чеховского рассказа. Без этого подтекста невозможно понять мысли автора.

«Пока Алехин рассказывал, дождь перестал, и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало. Они любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной...»

Природа заставляет человека почувствовать его слабость и в то же время наслаждение и восторг, которые может дать жизнь. Неудивительно, что именно картиной природы, изображающей широту, родной простор, заканчивается рассказ. Это надежда на то, что люди услышат рассказ помещика Алехина и будут вести себя в соответствии со своими чувствами.

Автор пытается сказать, что выход есть, что не нужно плыть по течению, а стоит бороться за каждый светлый день, за свое счастье и свою любовь. И нельзя смиряться с пустотой и бесцельностью жизни, нужно идти вперед.

Закончим наш урок словами литературоведа Коровина.

«Между тем любовь – чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка. Рассудочные вопросы убивают любовь. При этом вопросы далеко не праздные, а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе, связана с хорошими, честными и благородными людьми.

Ими овладели и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины, которые герои рассказа не в силах переступить. Суть чеховского рассказа состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся условиях. Чехов не дает одинакового и годного для всех случаев или только для этого случая рецепта. Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание. Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

 

Список литературы

1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Корней Чуковский. О Чехове

3. Меве Е.Б. Медицина в жизни и творчестве А.П. Чехова. – Киев, Госмедиз УССР, 1961 г., 288 стр.: илл., портр.   Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Чехов Антон Павлович» (Источник)

2. Интернет портал «Litra.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Сезоны годы» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов.

2. Ответьте на вопросы:

1) В чем суть рассказа? О чем он? Кто его герои?
2) Можно ли было предположить, как будут развиваться события?
3) Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?
4) Каково ваше отношение к героям и их поступкам? Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете концовку рассказа?
5) Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев?
3. Письменно ответить на вопросы: «кто прав и кто виноват в безысходной ситуации?» или «правильно ли поступили герои?»