Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Обзорный урок

Сюжет Словарь

 

Введение

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор», – так начинается знаменитая пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». В конце этой пьесы звучат слова, которую некоторые актеры адресуют прямо в зал (рис. 1).

Цитата

Рис. 1. Цитата (Источник

Послание этой пьесы обращено к читающим и смотрящим произведение. «Ревизор» – одна из русских пьес, которая не сходит с подмостков. Причина в том, что автор увидел и угадал то, что совсем не изменилось с годами в России, что актуально до сих пор.

Сюжет

Некий человек, проходимец, выдает себя за не того, кем он является, и его таким принимают. Это картина о провинциальной жизни русских чиновников. Есть городок N, уездный город, в котором живет «шайка» чиновников, людей, которые плохо выполняют свои обязанности, во главе с городничим, начальником городской администрации. Они получают сообщение, что к ним едет важный человек, чиновник из Петербурга, проверяющий – ревизор (рис. 2).

Чиновники узнают о приезде ревизора

Рис. 2. Чиновники узнают о приезде ревизора (Источник

Они начинают его искать и находят молодого человека, болтуна, пустого чиновника из Петербурга, проигравшегося в карты и засевшего в гостинице без денег, который оказывается ложным ревизором (рис. 3).

Хлестаков-лжеревизор

Рис. 3. Хлестаков-лжеревизор (Источник

Приходят к нему с подношениями, взятками, он входит в роль, делает предложение дочке городничего, все остаются рады и довольны до наступления его разоблачения. Хлестаков уезжает из города. Чиновники в ужасе, после того как пришел жандарм и объявил, что прибыл настоящий ревизор.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа. В городе N нет порядочных людей, он наполнен врунами, ворами и трусами.

Н.В. Гоголя обвиняли в том, что он выставил в плохом свете, очернил чиновников и русскую провинциальную жизнь.

Новаторство Н.В. Гоголя

В этом произведении писатель использовал новаторские и традиционные приемы. К традиционным приемам можно отнести присущее каждому герою определенное отрицательное человеческое свойство. Должен был быть в произведении резонер. Резонер – персонаж произведений эпохи классицизма, устами которого автор высказывает свои мысли по поводу изображаемых событий, дает моральные оценки. Положительного персонажа хотел видеть, но не увидел в пьесе император Николай Павлович, который пьесу одобрил.

Одна новация в том, что нет положительного персонажа, другая – что есть настоящий плут, третья – что нет любовной истории.

Действующие лица

Персонажами являются интересные люди, самым приличным из них является Хлестаков, мнимый плут. Приличен тем, что искренен и не имеет злого умысла, наслаждается тем, что его принимают за ревизора. Увлекшись своим враньем, он сам начинает верить в то, что сочиняет. Некоторые замечают, что он похож на самого Н.В. Гоголя, ведь он выдумывал целые миры. Хлестаков гордится дружбой с Пушкиным, а сейчас нам известно, что сам автор любил преувеличивать свою близость с Александром Сергеевичем.

Еще один персонаж, городничий Сквозник-Дмухановский, – пример тупости, вороватости и равнодушия чиновников, хотя не глупый человек.

Все герои произведения – запутавшиеся во вранье и страхе люди. В конце пьесы участниками действия являются зрители в зале, автор дает понять, что нужно смотреть и на себя.

Развязка

Приходит жандарм и объявляет чиновникам, что их ожидает ревизор. После этого разыгрывается немая сцена, в которой, по задумке Н.В. Гоголя, все женщины должны вскрикнуть на сцене, актеры изменить позы и замереть (рис. 4).

Немая сцена

Рис. 4. Немая сцена (Источник

Заключение

Пьеса воплощает гоголевский стиль – смех сквозь слезы. По замыслу автора, читатель должен посмеяться, а в конце произведения замереть и в понуром настроении закрыть книгу.

 

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. 5litra.ru/proizvedeniya (Источник).
  2. Ngogol.ru (Источник).
  3. Litra.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему пьеса «Ревизор» актуальна и в наше время?
  2. Встречаются ли «хлестаковы» и сегодня?
  3. Какой главный посыл автор вложил в произведение?