Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

На этом уроке мы обсудим тему «Рассказ Л.Н. Толстого “После бала”». Узнаем, что это рассказ в рассказе, идущий не от лица автора. Разберем, почему рассказ Л.Н. Толстого «После бала» не построен от первого лица. Также проанализируем многие сцены из этого рассказа, рассмотрев темы и вопросы, поднятые в нем Толстым.

Теория среды

Начиная читать рассказ, после первой фразы мы узнаем, что так заговорил о себе Иван Васильевич. Это рассказ в рассказе, идущий не от лица автора. Представлены воспоминания человека о том, как изменилась его жизнь от одного случая. Разговор шел о том, что для личного совершенствования необходимо изменить условия среды, в которых живут люди. Такая теория среды была очень распространена в XIX–XX веках. Суть ее в том, что человеческий характер зависит от формирующих его обстоятельств. Когда адвокаты выступали в суде присяжных в 1864 году, они напирали на то, что судьба их подзащитных трудна, оправдывая их поступки. Теория среды имела много сторонников, таких как Добролюбов, Чернышевский, и серьезных противников, самыми заметными были Достоевский и Толстой.

В человеке изначально заложены нравственные чувства, как бы человек себя ни оправдывал, он понимает, что поступил неправильно. Этот нравственный закон открыл в конце XVIII века Эммануил Кант. В рассказе «После бала» действует этот закон.

Полковник, отец Вареньки, узнав в толпе Ивана Васильевича, отвернется, потому что понимает, что делает плохо.

Сравнение произведений

В портрете полковника подчеркиваются такие детали: усы как у Николая I и выправка. Упоминается Николай Павлович Романов не просто так – для Толстого он является воплощением деспотической и самодовольной власти.

Рассказ состоит из двух контрастных частей – бала и экзекуции.

Приведем цитату из «Войны и мира» (том 1), когда Князь Андрей объезжает позиции перед сражением:

 

«…князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом, и не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:

– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!

И все слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.

– Еще, еще, – приговаривал майор.

Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта».

 

Сопоставим эту сцену со сценой из позднего рассказа Толстого. В «Войне и мире» солдата наказывают за кражу, в рассказе «После бала» гоняют татарина за побег. Слово «неестественно» встречается и в первой сцене, и во второй. В «Войне и мире» неестественный крик, в «После бала» неестественна спина наказываемого:

 

«Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

 

Татарин обращается к наказывающим его: «Братцы, помилосердствуйте», но они далеко не милосердны. Полковник не только принимает участие, но и бьет солдат за то, что они недостаточно сильно наносят удары.

Ранний и поздний Толстой

Если сравнивать творчество раннего и позднего Толстого, можно сказать, что от произведения к произведению усиливается критика современного общества, государства как машины насилия. Чтобы уйти от насилия, автор дает обобщенный рецепт в рассказе – не служить. Когда Иван Васильевич говорит, что нигде не служил и никуда не годился, ему возражают:

 

«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.

– Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – сказал один из нас. – Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

 

Толстой считает, что нужно делать так, чтобы твое существование было полезно для других, личное воздействие человека на людей очень важно и существенно.

 

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Rvb.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Briefly.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. В чем заключается теория среды?
  2. Как отличаются ранние и поздние произведения Л.Н. Толстого?
  3. Прочитайте самостоятельно рассказ «После бала».