Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»

На этом уроке мы узнаем больше о творчестве Н.С Лескова и познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Проанализируем рассказ «Старый гений». Вновь столкнемся с использованием в литературе образа «маленького человека»

Введение

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, который, по словам современников, был самым русским из всех русских писателей и который всех шире и глубже знал русский народ таким, какой он есть. Речь пойдет о Николае Семеновиче Лескове и его рассказе «Старый гений». (Рис. 1.)

Н.С. Лесков

Рис. 1. Н.С. Лесков (Источник

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле. В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841–1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России. В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

Разветвление псевдонимы Лескова

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г. Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., – Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Анализ рассказа “ Старый гений”

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе. В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом. Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать».

«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

 

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«–Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«–Ну, так тогда употребите меры.
– Да вот тут-то, – отвечают, – и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.
– Какая же разница?
А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

 

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь. Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель. Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

«– Спрашивала – кто он такой и какой на нём чин? "Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, – какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.– Ну вот видите, – это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
– Да, тёмная... "Чин из четырнадцати овчин" – это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что "насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение"».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«– Почему же, батюшка, непременно триста?

– А так – уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

– Ничего, сударь, не понимаю.

– Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет – пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Разветвление парадокс

Парадокс – (от греч. paradoxos – странный), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса – заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Разветвление чиновник 14 класса

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», – чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (Источник

Заключение

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Разветвление прификс

Прификс (франц. prix fixe) – твердая цена.

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах : тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. – Вологда, 1969. – С. 84–86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. – М., 1996. – 15 с.


Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Foxdesign.ru (Источник).
  2. Ruskline.ru (Источник).
  3. Sdamna5.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?
    2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».
    3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?
    4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?
    5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?
    6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был
    решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от
    мала до велика?
    7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
    чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.