Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Ч. 1

Введение

Поговорим мы сегодня о самом проникновенном произведении Александра Пушкина «Капитанская дочка». Мы уже анализировали любовь Тристана и Изольды и Петра и Февронии. Это тоже роман о любви на фоне большой и жестокой истории. О том, как сохранить человеческое в человеке, несмотря на исторические обстоятельства.

Пушкин задумывал «Капитанскую дочку» в 1833 году, за три года до того, как ее написал. Какие еще произведения написаны в 1833 году, может, в этом содержится подсказка, как читать роман? Автором были созданы «Пиковая дама», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Тема всевластия в творчестве Александра Пушкина

«Сказку о рыбаке и рыбке» читали в младших классах. Однако, это взрослое и серьезное произведение, рассказывающее о человеческой истории. Как строится сюжет сказки? Старуха заставляет старика с помощью рыбки овладеть материальным миром. Она меняет разбитое корыто на новое. Затем старуха принуждает старика поменять историю. Она становится столбовою дворянкой. Столбовою – значит, весь ее род становится дворянским, древним (см. рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент м/ф «Сказка о золотой рыбке»

Сначала старуха получила власть над материальным, затем над историей. У Пушкина в черновиках она стала «Папою Римской» и обрела власть над духовной жизнью людей. А после превращения во владычицу морскую могла получить власть над всем миром. Эта сказка не о жадности, а о том, как пытаясь подчинить мир себе, можно потерять все: и мир, и самого себя.

Об этом отчасти и «Пиковая дама»: проблема власти над миром также заявлена. И «Медный всадник» – о Петре Великом, успешно пытавшемся преобразовать мир, подчинить своей великой воле:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу…

А.С. Пушкин

Стоит царь на берегу и думает, как мир подчинится его великой воле. Жертвами этой воли делаются дворянин Евгений и его любовь к девушке Параше.

Рис. 2. А.Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»

Роль случайностей в произведении «Капитанская дочка»

Пушкин, задумывая «Капитанскую дочку», размышлял, как устроена власть и как она соотносится с человеческой жизнью. Роман Александр Сергеевич написал спустя три года после того, как задумал и поставил дату «19 октября 1836 г.». Значит ли это, что автор написал книгу за один день или именно в этот день завершил роман? Нет. Пушкин связал «Капитанскую дочку» с самым главным событием жизни – 19 октября открылся императорский лицей. Учеба, жизнь и дружба в учебном заведении перевернули жизнь Пушкина. Он поставил символическую дату, указав, что в романе содержатся ответы на его главные вопросы.

Любое повествовательное произведение предполагает, что в нем есть сюжет.

Сюжет – динамичное развитие действия через конфликт и разрешение конфликта.

Главные элементы сюжета – завязка, кульминация, развязка.

Сюжетообразующий элемент «Капитанской дочки» – случайность.

Отец откажется отправить сына в Петербург, и наследник поедет служить в Оренбург, где позже начнутся страшные события пугачевского бунта. Решение отца свяжет Петрушу Гринева с российской историей. Направляясь на службу, Петруша случайно попадет в буран, из которого его выведет будущий предводитель восстания Пугачев. В Белогорской крепости Пугачев случайно узнает Петрушу. И случайно у Пугачева окажется хорошее настроение, и он милует героя (см. рис. 3).

Рис. 3. П.П. Соколов. Иллюстрация к «Капитанской дочке»

Далее череда случайностей, Петруша встречает казака, который везет письмо от плененной Маши. Девушка случайно в Петербурге, в Царском селе, встречает Екатерину Великую. Если бы не эта встреча, не помиловала бы императрица.

Закономерно в романе чувство любви и глубокой ответственности. Петруша любит Машу и ради нее ничем не поступается. Петруша также верен присяге и своей совести. Когда встречаются случайность и закономерность, второе оказывается сильнее. Петруша почти сказочный герой, не может погибнуть в водовороте истории, он связан с высшей закономерностью – честью. «Береги честь смолоду» – гласит эпиграф романа. Это один из ответов на вопросы Пушкина.

Домашнее задание

Текст «Капитанской дочки».

Познакомьтесь с интерпретацией известного литературоведа Ю.М. Лотмана «Идейная структура "Капитанской дочки"».

Участники программы Игоря Волгина «Игра в бисер» рассуждают о чести, о проблеме нравственного выбора героев пушкинского произведения.

Посмотрите фильм «Русский бунт», поставленный по мотивам повестей «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева».

Предлагаем другие уроки по повести А.С. Пушкина, размещенные на нашем сайте: