Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Античная литература. Античные идеалы

Тема идеала в произведении «Сравнительные жизнеописания» Плутарха

Сегодня мы погрузимся в античность и античную эпоху. Вспомните:

  • Что такое античность?
  • Каковы ее хронологические границы?
  • Каких античных богов, героев, исторических деятелей вы знаете?

Поговорим об идеалах античности. Древнегреческий писатель, живший в римскую эпоху, Плутарх написал книгу «Сравнительные жизнеописания». Он берет биографии людей из разных эпох и в заключении сравнивает их между собой. Идеалы одного времени сталкиваются с идеалами другого. В обоих случаях Плутарх старается найти и хорошее, и плохое. Среди «Сравнительных жизнеописаний» выделяются два. О легендарном правителе Спарты Ликурге Спартанском (см. рис. 1) и правителе Рима Нуме Помпилие (см. рис. 2).

Рис. 1. Ликург Спартанский

Рис. 2. Нума Помпилий

Рассказывая о Ликурге, Путарх подчеркивает, что тот сделал следующее:

  • установил порядок в Спарте;
  • уничтожил неравенство;
  • упразднил серебряные и золотые монеты, разрешил иметь только железные. Они были тяжелыми, и пользоваться ими было неудобно. Деньги потеряли свою незыблемую цену. Торговать с другими государствами стало невыгодно, Спарта замкнулась. Деньги Ликург позволял чеканить, только обрабатывая уксусом, чтобы железо нельзя было использовать повторно. Как только его пытались переплавить, оно рассыпалось. Ликург устранил бедность и богатство;
  • упразднил право семьи распоряжаться своими детьми. Дети стали государственным достоянием. Спартанец должен был отдавать своих детей на воспитание государству. Из мальчиков растили суровых воинов;
  • упразднил ремесленников, которые изготавливали товары для личных нужд.

Близки ли нам эти идеалы, они хорошие или плохие? Нам многое кажется несправедливым, а люди той эпохи считали действия Ликурга правильными. Указы хорошо подходили для задач военного государства и совершенно не годились для культуры и искусства. Культуры Спарты мы практически не знаем, а военное искусство нам известно (см. рис. 3).

Рис. 3. Кадр из х/ф «300 спартанцев», режиссер Рудольф Мате

Другое жизнеописание посвящено легендарному правителю Рима Нуме Помпилию. Он поставил задачу, противоположную идеалам Ликурга.

Нума Помпилий:

  • смягчил нравы Рима;
  • отучил людей от суровости, приучил к открытости и дружелюбию;
  • приветствовал духовное общение.

Хороши ли эти идеалы? Для времени Нумы Помпилия они подходящие. Правитель решил свою задачу – нравы смягчились. Что объединяет Нуму и Ликурга? Оба правителя подходили к своим целям разумно. Они претворяли свои идеалы в жизнь, потому что так им велел разум. Их идеалы нашли отражение в литературе. Прочитаем отрывок стихотворения спартанского поэта Тиртея:

Доля прекрасная пасть в передних рядах ополчения,

Родину-мать от врагов обороняя в бою;

Край же покинуть, тебя вскормивший, и хлеба

У незнакомых просить – наигорчайший удел.

Тиртей

Идеалы Тиртея не были идеалами всей Греции. Множество городов-государств, у каждого своего представления об истинном правлении. Есть суровая спартанская власть и афинская демократия.

Тема идеала в античной поэзии

На острове Лесбос ценили поэтическое совершенство, лирику.

Лирика (от греч. «лира» – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни) в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни.

Лирику также называли «мелос».

Мелос – термин, применявшийся в Древней Греции со времен Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирического стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы.

Связь между мелодий и поэзией обнаружилась с самого начала. Стихи исполнялись под струнные инструменты. Поэзии свойственно внутреннее музыкальное начало. Это сфера чистого идеала, звука, который передает наш эмоциональный настрой.

На острове Лесбос не ценили военную доблесть. Один из самых известных поэтов острова, вошедший в историю мировой литературы, – Алкей. Согласно легенде, он потерял на поле боя щит, но этого не стыдился. Люди ценили его за другое, за тонкое чувство.

ВЕСНА
И звенят и гремят
вдоль проездных дорог
За каймою цветов
многоголосые
Хоры птиц на дубах
с близких лагун и гор;
Там вода с высоты
льется студеная…

Алкей

Совершенно другие идеалы и представления о жизни. Тонкое чувство, маленькие детали, кропотливое вглядывание в окружающую природу. Это противоположно идеалам Тиртея.

Еще одна поэтесса с острова Лесбос вошла в историю мировой литературы. К ней обращался Алкей так:

Сапфо фиалкокудрая, чистая,

С улыбкой нежной! Очень мне хочется

Сказать тебе кое-что тихонько,

Только не смею: мне стыд мешает.

Алкей

Сапфо стала героиней множества легенд. Она тоже воспевала любовь. Вокруг поэтессы образовался кружок служительниц муз. Ее идеалы близки идеалам Алкея.

Возможно, самое большое влияние на древнегреческую поэзию оказал лирик Анакреонт, о нем мы поговорим в следующий раз.

Домашнее задание

Чтобы больше узнать о Древней Спарте и спартанцах, прочтите главу «Спарта, славная мужами» из книги М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция».

Здесь вы найдете фрагмент из книги Плутарха, повествующий о древних обычаях спартанцев.

Об обучении детей в Спарте можно прочесть здесь.

Что такое лирика и как название этого рода литературы связано с музыкальным инструментом лирой, вы узнаете, пройдя по ссылке.

Прочесть другие стихи античных поэтов можно на сайте «Античная литература»:

Предлагаем вам посмотреть учебный фильм «Греция за 18 минут» интернет-проекта Arzamas.