Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Драма и два главных жанра драмы - комедия и трагедия

Повторение изученного. Роды литературы

Мы познакомились с литературоведческими понятиями, дали определение рода литературы, который делится на три части:

  • Лирика – субъективное переживание. Поэт сам или через лирического героя рассказывает о своих волнениях. Мы видим мир в отражении этих чувств и размышлений.
  • Эпос – объективный рассказ об окружающем мире. Автор произведения дает свою оценку, но сосредотачивается на объективном характере повествований.
  • Драма – смешивается субъективное и объективное. Объективное в том, что мы наблюдаем, как на сцене театра разворачиваются действия и события, а герои субъективно рассказывают о том, чего мы не знаем, и о том, что они по этому поводу думают.

У каждого лирического жанра свой пафос.  

Драма. Жанры драмы

Поговорим о драме и ее двух главных жанрах – комедии и трагедии.

Театр стал зарождаться в Древней Греции во время весенних праздников плодородия в честь бога виноделия Диониса. Устраивались Дионисии, разыгрывались сценки и ритуальные игры. Постепенно стала зарождаться традиция представлений. Люди делились на зрителей и актеров, постепенно стали появляться авторы. Греки стали использовать склоны холмов в качестве естественных зрительных залов, сооружали сидения (см. рис. 1). Зрители наблюдали за площадкой внизу, там стояла стѐна (сцена).

Стѐна – это здание, из которого выходили актеры, чтобы сыграть свою роль.

Рис. 1. Театр Диониса в Афинах

Орхестра – площадка, на которой располагался хор (см. рис. 2). Позже на нее стали выходить актеры из стѐны.    

Рис. 2. Орхестра

Появились котурны.

Котурны – высокие открытые сапоги из мягкой кожи на высокой подошве. Эту обувь использовали актеры, чтобы их лучше было видно издалека (см. рис. 3). За театральными действиями наблюдали сотни и тысячи людей.

Рис. 3. Котурны

Постепенно традиция разыгрывать сценки переросла в театральное действие, появился древнегреческий театр. Во время великих дионисий зародились два жанра древнегреческой драмы: трагедия и комедия.

Как возникла трагедия?

Греки почитали сатиров, козлоподобных демонов плодородия (см. рис. 4).

Рис. 4. Сатир. Ваза. Изображение работы вазописца Эпиктета

В честь сатиров приносили в жертву козла.

По-гречески «трагос» – козел, «оде» – песня. Предсмертная песнь жертвенного животного, последний вопль, прощание с жизнью – это трагедия. Сразу понятно, какой эмоциональный стержень и пафос у этого жанра.

Как возникла комедия?

В переводе с греческого «комос» – толпа. Толпа ряженых людей разыгрывала сценки, перешучивала друг друга и издевалась друг над другом. Это были довольно грубые шутки, но веселые, смешные и жизнерадостные. Так возник жанр комедии.

Постепенно сформировалась традиция театральных состязаний, где соревновались профессиональные авторы драм – трагедии и комедии. В VI–V веках до нашей эры определились три величайших древнегреческих трагика: Эсхил, Софокл, Еврипид.  

О чем рассказывала древнегреческая трагедия? Она соответствовала идеалу греков, представлению о мире как об иррациональном, неразумном устройстве. Над человеком и жизнью властвует рок, его избежать невозможно. Если что-то предписано, то это непременно случится. Но если герой страдает, оплакивает свою участь, то очищает себя и зрителя. Восстанавливается изначальная справедливость. Греки называли такое состояние катарсисом.

Катарсис (от греч. «очищение») – сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не событиями жизни, а их символическим отображением (например, в произведении искусства). Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

Мир непознаваем, рок иррационален, но устройство мира разумно, и порядок восстанавливается через страдания.

В древнегреческом театре есть правило трех единств:

  • Единство места. Действие должно разворачиваться в одной точке.
  • Единство времени. Сюжет должен был укладываться в сутки, от рассвета до заката.
  • Единство действия. Нет осложняющих сюжетных ходов. Интрига простая. Развитие от завязки через кульминацию к развязке. Это позволяет зрителю следить за событиями и не терять нить сюжета.

Домашнее задание

О Дионисе вы можете прочесть информацию, пройдя по этой ссылке.

Познакомьтесь с различными древними изображениями Диониса:

О древнегреческом театре вы можете узнать, прочитав главу «Драматические представления» из книги П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков».

В книге М. Гаспарова «Занимательная Греция» найдите главы «Афинские праздники», «Театр Диониса», «Монолог Прометея», «Комедия судит трагедию».

Много интересного о древнегреческом театре вы узнаете из курса «Что такое Древняя Греция?» образовательного портала «Арзамас-академия»: