Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Проблемы, идеалы, поэт и поэзия

Идеал – сквозная тема учебного года

На протяжении нескольких лет мы старались выделить сквозную тему, которая проходила через весь учебный год. Мы изучили темы игры, детства человечества, героизма, литературных путешествий. Читали произведения вне зависимости от эпохи, в которой они были созданы. Нам важно было понять, как устроен текст, и научиться его читать. В этом году усложним задачу, постараемся выстроить историко-литературный курс. Произведения будем связывать с эпохой, в которой оно было создано, и с тем временем, в котором жил автор. Это условие согласуется со сквозной темой учебного года – идеалом и его отражением.

Идеал (в переводе с греч. – «образ», «идея») – представление о высшем состоянии, об образцовом примере.

Идеалы сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Они меняются. Мы будем говорить о том, насколько многообразны и несовместимы человеческие идеалы в разные эпохи. Стремление к идеалу всегда было присуще человечеству. Литература отражает идеалы эпохи, устремленные в вечность, и формирует их. Самая тонкая и отзывчивая сфера литературы – поэзия. Поэты ощущают себя связанными с идеалом. Зачастую идеал приходит в противоречие с их обыденной жизнью.

Тема идеала в творчестве Александра Пушкина, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака

Прочитаем три стихотворения: Александра Пушкина, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Это поэты XIX–ХХ вв., они с наибольшей глубиной и силой выразили стремление к идеалу.

В 1827 году Пушкин написал стихотворение «Поэт»:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Александр Пушкин

Здесь Пушкин говорит о том, что поэт не выделен из общего ряда, не противопоставлен окружающим людям, он такой же, как они, а может, еще ничтожнее. Он может быть самым обычным человеком, и вдруг к нему приходит вдохновение и происходит преображение.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

Александр Пушкин

Преображающее действие производит поэзия. Прочитаем стихотворение Марины Цветаевой.

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота – ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы –

Один ответ: «Откуда мне сие?»

 

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

Закон звезды и формула цветка.

Марина Цветаева

По-другому написано, но о том же. Поэт внезапно получает представление о другом измерении жизни. Он создает формулу цветка, создает сам цветок. Это и есть идеал – представление о высшем проявлении, об образце.

Третье стихотворение на заданную тему Бориса Пастернака:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

 

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Борис Пастернак

Снова о том же, но совершенно иными словами. Поэт, когда соприкасается с вдохновением, когда открывается мир идеала, перестает принадлежать себе. Откуда приходят представления об идеальном и вдохновение – поэты не знают. Соприкоснувшись с этой сферой, лирик сам себе не принадлежит.

Глагол касается до чуткого слуха поэта в стихотворении Пушкина (см. рис. 1).

Рис. 1. Строки из стихотворения Александра Пушкина

Во сне поэту является формула цветка. «Откуда мне сие?» – удивляется автор (см. рис. 2).

Рис. 2. Строки из стихотворения Марины Цветаевой

«Строку диктуют чувства» – поэт превращается в раба, исполняющего волю неведомого господина. Вот какова сила идеала и задача поэзии (см. рис. 3).

В стихотворении Пушкина «Поэт» возникает образ Аполлона, в произведении Пастернака – образ Древнего Рима, гладиаторских боев. На следующих занятиях мы обратимся с вами к античным идеалам и античной литературе.

Рис. 3 Строки из стихотворения Бориса Пастернака

Домашнее задание

О понятиях «идеал в литературе» и «идеал эстетический» можно узнать, пройдя по ссылке.

Вы можете прослушать стихотворение А.С. Пушкина «Поэт».

Прочтите стихотворение Марины Цветаевой из цикла «Стихи Пушкину». Первое стихотворение Марина Цветаева посвятила Пушкину в 1913 г. Летом 1936 г. она перевела 18 стихотворений Пушкина на французский язык. 

Свое определение поэзии дает Борис Пастернак в одноименном стихотворении.

Можно прослушать это произведение в исполнении Архиповой.