Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Исторические особенности, жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

На этом уроке мы уточним хронологические рамки древнерусской литературы. Объясним историю возникновения системы её жанров. Проследим связь содержания памятников древнерусской литературы с историей.

Тема: Древнерусская литература

Урок: Исторические особенности, жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

1. Приветствие, введение о том, о чём будет урок

Мы приступаем к теме «Древнерусская литература». Сегодня мы поговорим о появлении древнерусской литературы и о тех самых первых памятниках, которые в связи с этим появились.

2. Основание появления древнерусской литературы

В первом литературном произведении каждой национальной литературы есть своя загадка. Применительно к древнерусской литературе – это двойная загадка. И первая её часть связана с тем, что в Древней Руси появилось христианство. Вторая часть загадки связана с тем, что на Руси появилась письменность. Существует официальная версия, принятая всеми учёными, богословами до конца XIX века, которая потом стала потихоньку рассыпаться. В этой официальной версии совершенно чётко связывалось появления письменности с появлением христианства.

В 862 году святители Кирилл и Мефодий, братья, миссионеры, которые проповедовали христианство и одновременно письменность, изобрели кириллицу, названную по имени одного из братьев, это шифр, при помощи которого записывали слова, естественно давно существовавшего языка. Вторая дата, которая в связи с этим упоминалась, 988 год, когда Владимир, Князь Киевский,  крестил Русь. Вот мы запоминаем две даты – 862 и 988 года.

По мере того, как мы знакомимся с источниками, оказывается, что эти даты не очень точные и не вполне достоверны. Дело в том, что Кирилл и Мефодий не могли изобрести письменность одновременно. Естественно, они пользовались теми существующими источниками письменности, которые были, по-видимому, в их распоряжении. Это были письмена и на пергаменте, и на бересте, распространённые, например, в Новгороде.

Кириллица

Рис. 1. Кириллица (Источник)

И написание этих букв, а уж конечно и звучание слов, и способы передачи мыслей и чувств, при помощи этих букв и слов, уже существовали. Кирилл и Мефодий упорядочили и узаконили применение той письменности, которая в момент их «прихода» на Русь, уже существовала. И это загадка, которая требует очень длительной и сложной разгадки, и, по-видимому, окончательной разгадки мы не найдём никогда.

Что касается христианства на Руси, то здесь есть точные и совершенно достоверные факты о том, что князь Владимир, крестивший своих двенадцать сыновей и многих других киевлян в это время, был уже христианином, он принял христианство раньше. Более того, христианство приняла его бабушка, киевская княгиня Ольга, и приняла она его в тот год, когда князь Владимир только родился, в 960 году.

Крещение Руси князем Владимиром

Рис. 2. Крещение Руси князем Владимиром (Источник)

Княгиня Ольга официально приняла христианство в Византийском Херсонесе, это был ближайший город Византийской империи, который ближе всего находился географически к тогдашней России, Крым. Княгиня Ольга, по-видимому, тайно крестилась ещё раньше, а в 960 году официально приняла обряд крещения и вошла в тот христианский храм, куда некрещеным входить было запрещено. Поэтому понятно, что христианство пришло на Русь гораздо раньше 988 года, пришло и как религия, и как культура из Византии.

3. Первые летописи

Первое произведение, написанное кириллицей, появилось гораздо позже. Прежде всего, Евангелие. Есть давно вошедшие в научный обиход тексты Остромирова Евангелия XXI века, оно датируется 1050-ми годами. Также так называемый сборник 1073 – 1076 годов, это были книги переводные, авторы которых были известны как святые апостолы, а переписчики своё имя не упоминали. Появилось первое имя переписчика черноризца, то есть монаха, жившего в Киеве.  И книга, которая названа им самим «Повестью временных лет» или «Начальный летописью Ра», носит достаточно определённое и хорошо известное название – «Повесть временных лет черноризца Федосеева монастыря Печерского, откуда есть и пошла русская земля, и кто в ней почал первее княжить». Понятно, что до нас дошло не совсем то, что писал этот монах. Много раз переписывались разными переписчиками эти тексты.

Первый текст летописи – это текст, связанный с церковью, культурой и политикой. Летописец-монах, живший в монастыре, а монастырь не был отделён от государства, пользовался покровительством Киевского князя. И поэтому то, что делает летописец, связано с тем, чтобы прославить князя, утвердить княжество киевского, а не только просто записывать события. Далее летописец ставит перед собой задачу – утвердить веру христианства, против которой существовал определённый настрой того киевского населения, которое крестил Владимир, и это крещение встретило сопротивление. Поэтому самые первые летописи есть произведения и духовной, и светской литературы, произведения и политические, и литературные, и исторические.

4. Жития святых

Мы видим, что литература духовная, то есть связанная с деятельностью церкви, и литература светская, то есть не связанная с церковью, соединяются воедино в первых литературных источниках, которые до нас дошли. Это в полной мере и относится к такому жанру церковной литературы, как  жития. Жития Святых – это книги, которые одновременно служили для укрепления и усиления веры, и для прославления княжеской власти. Жития святых, естественно появились гораздо раньше, они возникли ещё в греческой литературе, и первыми произведениями этого жанра были произведения, сначала рассказывающие о жизни самого Иисуса Христа, а затем рассказывающие о жизни его апостолов. Двенадцать известных апостолов, канонизированных всеми церковными конфессиями, выработали абсолютно точный и нерушимый шаблон литературы, по которому рассказывалась жизнь святого, шаг за шагом в соответствии с одним общим сюжетным планом. Святой должен был родиться у грешных родителей, они могли быть либо язычниками, либо недостаточно благочестивыми христианами. Должен был быть конфликт отцов и детей в первой главе жития. Далее, в детстве будущий святой должен был проявлять какие-то особые способности, какие-то особые таланты, отличающиеся от всех других детей. Следующий момент, святой должен был обязательно перетерпеть некие мучения в борьбе за веру и за отечество, а может быть из-за своего князя, своего покровителя. Эти мучения должны были закончиться его трагической гибелью, святой должен был пострадать и умереть мучительной смертью. Эта особенность впоследствии смягчалась, но она очень чётко прослеживается в основных источниках этой самой житийной, или как говорят учёные, агиографической литературы.

Русская литература была в этом смысле очень чёткой и последовательной продолжательницей всей мировой христианской традиции. Особенность заключалась в том, что автор жития был обязательно монахом монастыря, находившийся под покровительством князя. И заказ на житие он получал не только с целью укрепления веры, но и с целью укрепления государственности. Поэтому канонизировать, объявить святым требовалось обязательно отца, либо деда, князя, либо кого-то из знаменитых людей, живших на этой земле. Житие имело не только литературную и религиозную, а и политическую цель. Существовало твёрдое убеждение в том, что без святых не стоит ни один город. Средневековые города-крепости, города-государства обязательно должны были иметь своего святого покровителя, а если его не было, то его нужно было найти, канонизировать, признать святым и тогда решалась политическая задача, задача укрепления власти.

В этом смысле, житие является прямым предшественником будущих повестей русской литературы, вплоть до сегодняшнего дня. Можно перечислять их огромное количество, достаточно вспомнить трёх русских писателей, у которых была одна и та же фамилия. Был Лев Николаевич Толстой, который по канону жития изобразил жизнь Платона Каратаева в «Войне и мир», был Алексей Николаевич Толстой, который написал рассказ «Русский характер», в точности выполнив по житийному канону. А есть третья писательница, носящая ту же фамилию – Татьяна Толстая, у которой тоже в её новых книгах можно обнаружить связь с этим самым житийным каноном, который дал основу одного из самых активных жанров современной литературы. Потому что, рассказывая о жизни какого-то человека, мы неизбежно сталкиваемся с теми сюжетными моментами, которые существовали в древней житийной литературе, это детство, юношество, взросление человека, подвиги, которые он совершил.

Никуда не деться от той подробности жития, которая связана с чудесами. Для того, чтобы святой был канонизированным, он обязательно должен был совершать чудеса, которые могли происходить при его жизни или после смерти, при участии его мощей, либо какой-то одежды святого, либо какого-то атрибута, который сохраняется после смерти святого и вокруг которого происходят чудеса. Существовали традиции, в соответствии с которыми святым мог признаваться только тот человек, вокруг которого происходили чудеса. В традиции католической церкви существует специальная комиссия, которая исследует чудеса, происходившие при жизни или после смерти человека, которого собираются канонизировать. Приблизительно то же самое существует и в русской православной церкви. И эта традиция чудес, совершаемых в литературных произведениях благодаря особым свойствам характера определённого героя, полностью перешла из житийных в современную литературу.

5. «Слово о законе и благодати»

Наконец, памятник, дошедший до нас в достаточно целостном и исправном виде – самый древний текст русской литературы. Это не летопись, это не житие, это – слово. Это речь, произнесенная Киевским митрополитом Илларионом, по-видимому, около 1049 года, которая называется «Слово о законе и благодати». Это торжественная речь, одновременно и проповедь священнослужителей.

Слово о законе и благодати

Рис. 3. Слово о законе и благодати (Источник)

Митрополит одновременно заинтересован в покровительстве князя, и эта речь, по-видимому, послужила тому, что у него с князем сложились особые доверительные отношения. Ярослав Мудрый вошёл в историю как один из просвещённых, один из самых значительных киевских князей. Первая и самая значительная часть всего текста это то, что сейчас считается его названием. Эта речь служила образцом, который повторялся на протяжении русской истории много веков. «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла. И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей».

В сущности, заголовок, который сохранился в этом памятнике, повторяет в точности те принципы, которыми руководствуются современные журналисты. Их учат сначала в первых трёх строчках дать главную информацию, а потом подробно рассказать это всё уже другими словами. Можно сказать, что в заголовке речи митрополита Иллариона есть некая программа всей древней русской литературы. Она связана с тем, что закону, то есть древней религии, из которой заимствована первая часть Библии – Ветхий завет , противопоставляется христианская вера, на которой основана вторая часть Библии – Новый завет. И несмотря на то, что закон отмирает, на смену ему идёт благословение, или благодать, выраженная христианской религией. Это не только факт религиозной жизни, но и так же факт политической жизни, потому что со сменой веры меняются и основы государственности, и основы взаимодействия людей, и основы политической жизни, и основы всего то, что продолжает оставаться сутью происходящих в литературе и около её событий. И, по-видимому, людям, жившим в XI, XII, XIII и в следующих веках, вот эти речи митрополита Иллариона были известны. Потому что даже в раскопках великого Новгорода находят берестяные грамоты, по которым можно убедиться, что и дети, и взрослые, и авторы этих текстов осознавали себя в полной мере людьми, принадлежащих к этой религии, земле и этой системе отношений, при которой они умели строить своё будущее. Умели через слово, через запись передавать представление о том, какой им хочется видеть будущую свою жизнь. И в этом смысле все древнерусские памятники, о которых мы говорим, и летописи, и жития, и слова, произведения ораторской литературы, в полной мере живые и действенные произведения в том смысле, что их не просто можно читать, а, благодаря им, можно открывать что-то новое, что-то до сих пор неизведанное в нашей повседневной жизни.

6. Завершение урока

О том, какие были следующие шаги древнерусской литературы, мы продолжим и, по-видимому, завершим разговоры о древней литературе на следующих уроках, а пока урок окончен.

 

Список рекомендованной литературы

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Литературный глоссарий (Источник).

2. Древнерусская литература (Источник).

3. Ateism.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Чем вызвано появление древнерусской литературы?

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?