Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Исторические особенности формирования фольклора. Зарождение и развитие литературы

На этом уроке мы узнаем, как соотносятся понятия «фольклор» и «литература», как взаимодействуют эти устные и письменные способы речевого освоения мира.

Тема: Древнерусская литература

Урок: Фольклор и литература

1. Приветствие, напоминая о пройденном на прошлом уроке

На прошлом уроке  мы рассматривали понятие «литература» и выяснили, что это понятие довольно сложное, развивающиеся. Литературой мы договорились считать речевое оформление взаимодействия в письменном или в устном виде. На этом занятие мы рассмотрим преимущественно устную форму взаимодействия людей, которую называют фольклор.

Рис. 1. (Источник)

2. Возникновение фольклора

В отличие от слова литература, которое появилось относительно недавно в разных языках, в разных странах, слово фольклор возникло во всём мире сразу и очень прочно закрепилось в словоупотреблении. В 1846 году английский учёный Вильям Томсон в учёной статье употребил это слово, которое мгновенно распространилось по миру в течение 10-20 лет. И было это понятие узаконено, причём формально, и среди учёных обществ, и среди авторов словарей, которые включили это слово сразу во все языки мира.

3. Объяснение быстрого распространения фольклора

Почему так произошло? Почему слово фольклор, которое отображает и не такую важную часть в нашей жизни, так быстро завоевало весь мир? Тут нет никакого секрета. Дело в том, что в середине XIX века было общее увлечение народничеством, а в разных странах оно называлось по-разному, но всюду это увлечение приводило к тому, что исследователи такого творчества считали себя самыми выдающимися, самыми последовательными и передовыми борцами за самые идеи этого времени. Дело в том, что слово «народ», в то время, стали понимать совершенно специфическим образом, особенно это касается России. Словом «народ» называли главным образом крестьян и крестьянам, как народу, противопоставлялись их помещики, люди того же языка, в основном той же культуры, той же веры, той же религии, которые испытывали некоторое чувство вины перед своими крестьянами. Россия шла к свободе от крепостного права, Европа этот путь прошла чуть раньше.

Фольклор Севера

Рис. 2. Фольклор Севера (Источник)

4. Изменение смысла понятия «народ»

Но, тем не менее, чувство вины перед народом и попытка искупить эту вину перед крестьянами вниманием к их крестьянской культуре очень долго и очень сильно действовало на несколько поколений и в Европе, и в России. Однако слово «народ» в современном языке постепенно меняется. Крестьянство, как огромное, подавляющая масса населения перестала существовать практически во всём мире.

5. Главная особенность фольклора

Кроме крестьян появились ремесленники, распространилось и мещанство, а в современном мире вот того чистого народа, который отождествляется с крестьянством, больше не существует вообще. И это достаточно быстро почувствовали самые чуткие русские писатели. Уже в конце XIX века А.П. Чехов возражал народникам того времени, которые боролись за народное дело, и писал он так: «Все мы народ и то лучшее из того, что мы делаем, есть дело народное». Распространение фольклора, как науки, как сферы изучения народной жизни, продолжается изучаться на протяжении полутора веков. За это время слово «фольклор», как определение устного народного творчества, немного переосмыслялось. Мы всё чаще и чаще говорим о том, что фольклор существует у разных групп населения, как говорят учёные, у разных социальных слоёв. Есть фольклор крестьянский, есть фольклор рабочих, есть фольклор детский, есть фольклор женский, а есть и профессиональный. То есть, в устных произведениях нет автора и это их главное свойство.

Литературное произведение всегда написано кем-то, у него есть автор. Произведения народного творчества не подписаны и не могут быть подписанными на том основании, что автора у них нет – авторы и все, и никто.  Применительно к песням, сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, анекдотам фольклор остаётся абсолютно живим и реально существующим для нас явлением.

6. «Ревизор» Н. В. Гоголя как пример взаимодействия литературы и фольклора

Показать взаимодействие фольклора и литературы можно на любом примере. На примере анекдота, который становится самой знаменитой комедией Гоголя – «Ревизор».  Анекдота, якобы подаренным Пушкиным, или подслушанного, или прочитанного в каком-то журнале, но тем не менее, Гоголь сам рассказывал этот анекдот, более того, он разыгрывал историю ревизора, изображая себя им, когда проезжал по каким-то надобностям через маленькие российские города, он играл важного чиновника и видел реакцию местных городничих, местных чиновников.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Рис. 3. Н. В. Гоголь «Ревизор» (Источник)

В сущности, он таким образом не только играл, но и собирал материал для своей комедии. Практически то же самое происходит в любом случае, когда какая-нибудь история становится сюжетом для крупного литературного произведения, а потом история крупного литературного произведения превращаются в истории каких-то мелких анекдотов.

7. Графическое представление взаимодействия фольклора и литературы

Собственно говоря, тут нужно немного абстрагироваться от реальных ситуаций и представить себе этот процесс в его целостности. Представить, как бы выглядело, если б математики или физики хотели описать взаимодействие литературы и фольклора, то, вероятно, они б составили график, в котором развитие фольклора было бы показано как одна непрерывная и достаточно ровная линия, а развитие литературы показывалось бы скачкообразно, связанное с различными историческими событиями, с разными обстоятельствами.

Взаимодействие литературы и фольклора

 

Рис. 4. Взаимодействие литературы и фольклора

Скачком в литературе является и землетрясение, и наводнение, и пожар, и война. Иногда толчком к появлению литературного произведения, которое всегда рождается на основе фольклора, дают какие-то личные обстоятельства жизни человека, автора, или личные обстоятельства жизни персонажа, которого автор вынужден поставить в новые условия. Героя литературного произведения приходится либо убить, либо женить. И это тоже, в сущности, фольклорный мотив. Фольклор связан с основными моментами жизни человека – это рождение и его смерть, это обряд возмужания, который учёные называют инициацией – это обряд превращения юношей в мужчину-воина, и свадебный обряд. В сущности, вокруг этих четырёх событий завязаны все сюжеты и мирового фольклора, и мировой литературы. Поэтому о взаимодействии литературы и фольклора можно говорить всегда на конкретных примерах, а можно и в общем. Если говорить в общем, то можно себе представить, что литература развивается по совершенно определённым этапам. Она возникает ещё в те времена, когда ни литературы, ни фольклора нет, а есть общее первобытное синкретическое действие, которое совершает первобытный человек у себя в пещере, он и рисует, и поёт, и танцует, и играет, он занимается и спортом. И слово, которое произносит в этот момент человек, оно не осознаётся, как слово искусственное, оно вполне естественное.

8. Этап рождения мифа

Следующий этап, который начинается приблизительно десять  тысяч лет назад, это этап рождения мифа. С ним связан следующий тип авторства, как мифическое авторство – самое древнее, общее для всех мировых культур, явление. Все мифы всех народов чрезвычайно похожи друг на друга, у них есть миф о сотворении мира и миф о всемирном потопе, у всех есть некое представление о конце света, когда непременно всё должно закончиться.

9. Эпический этап авторства

Рассмотрим следующий этап – эпический. Ещё выше уровень осознания личности человека, ещё более он приближается к тому, чтобы понять смысл слова, поэтому на этом этапе автор уже рассказывает о более или менее известных ему исторических событиях, это легенда, сказание, позже историческая повесть, которая существует в устном виде. Автор не считает, что он вправе поставить свою подпись, не считает, что он вправе назвать своё имя. Да он, собственно, и не полагает, что он автор, он всего лишь переписчик либо чужой речи, которую он услышал в устном виде, либо переписчик чужой письменной речи, в основе которой был всё равно чей-то устный рассказ.

10. Скальдический тип авторства

Следующий тип авторства – это скальдический или сказительский тип. Слово «скальдический» произошло от исландских мифов, которые сочиняли скальды. Сейчас также существуют те исландцы, которые считают себя профессиональными певцами и они также не считают нужным называть свои имена.  В чистом виде этот тип авторства присутствует у тех носителей фольклора, которые ещё недавно с трудом находили в отдалённых сёлах, специально поехавши туда для исследований.

11. Литературное авторство

И только самый последний, исторически от нас очень недалёкий момент, около тысячи лет назад возникает литературное авторство, когда автор ставит свою подпись под текстом и произносит текст от своего имени.

Легко заметить, что все эти этапы становления авторства проходит каждый ребёнок в ходе своего развития. До года все дети принадлежат к первобытной синкретической культуре, когда всё рождается вместе. Ребёнок плачет и смеётся одновременно, говорит и что-то делает, не сознавая, не различая того, что с ним происходит. С года до трёх мы можем наблюдать мифологическое авторство, когда у ребёнка есть миф о папе и маме, о главных действующих лицах этого мифа и о всех других людях, которые являются его персонажами. После трёх лет начинается этап эпического авторства, когда ребёнок с увлечением пересказывает какие-то истории, придумывает их. Заканчивается это тем моментом, когда очень многие дети начинают осознавать себя авторами непосредственно эпического, сказительского, переходя в пору литературного творчества, всё это происходит в возрасте около четырнадцати лет. А вот с четырнадцати до двадцати одного года уже формируется самое настоящее современное литературное авторство. Здесь уже появляется стремление показать себя, а не только посмотреть других.

12. Сравнение этапов становления авторства на развитии ребёнка

Всё то, о чём перечислено выше, относится ко всему человечеству. И в каждом из нас тот ребёнок, какими мы были в год, три года, семь лет, четырнадцать и так далее, не куда не девается, он остаётся внутри нас и продолжает действовать. Стремление к мифологизации присутствует так же и у взрослых людей. Взрослый человек ищет себе отца, целые народы ищут себе вождей – отцов народов, и это в каком-то смысле закономерный повторяющийся процесс. Когда какой-нибудь вождь в каком-нибудь государстве, не важно, Экваториальная Африка это или Европейская Германия, провозглашает себя отцом народов и вокруг него начинается процесс мифа, то, в сущности, народ повторяет тот путь, который каждый из людей, принадлежащих к этому народу, проходил в детстве. Это серьёзные процессы, которые иногда заставляют задумываться о том, что человечество возвращается в своё прошлое и никогда не может расстаться с ним окончательно.

13. Подведение итогов

Итак, и синкретическое, и мифическое, и эпическое, и скальдическое литературное авторство присутствует у нас одновременно. Каждый из нас, вольно или не вольно, хотим этого или не хотим, является носителем не только общий культуры, но и носителем определённой субкультуры. Люди разного возраста, разного общественного положения могут болеть за свою любимую команду или могут быть поклонниками какой-нибудь звезды, музыкального, театрального или какого-нибудь ещё мира. Это значит, что те субкультуры, которые вокруг нас существуют, они непосредственно взаимодействуют с той большой культурой, с которой мы живём.

Достаточно близкие и хорошо нам известные субкультуры – это учительская субкультура и связанный с ней учительский фольклор, а также ученическая субкультура и связанный с ней ученический фольклор. Поэтому в качестве примера для будущего вашего домашнего задания послужит учительский анекдот: Приходит учитель домой и говорит: «Ну что за ученики пошли, раз объяснил – не понимают, второй раз объяснил – не понимают, третий раз объяснил – сам понял, а они всё равно не понимают». В какой-то мере, этот анекдот вполне устный, но с другой стороны, он становится литературным произведением. Потому что в любой социальной сети вы можете наткнуться на этот анекдот, записанный и передаваемый как собственное сочинение какого-нибудь пользователя сети.

А вот ученический анекдот: Марья Иванна даёт задание:

- Дети, - говорит она, - назовите, пожалуйста, два местоимения. Вот ты, Вовочка.

- Кто, я?

- Молодец, Вовочка!

А теперь задание. Давайте с Вами обменяемся теми произведениями фольклора, которые у Вас на виду. Мы ждём Ваших записей с видео- или аудиофайлами, в которых Вы расскажете Ваши анекдоты, школьные, ученические или детские. А вот как работают устные фольклорные истории вместе с литературой в том историческом процессе, который продолжается в русской литературе на протяжении последних столетий, приблизительно восьми-девяти столетий, мы поговорим в следующий раз.


Список рекомендованной литературы

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.


Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Русская литература и фольклор (Источник).

2. Yunc.org (Источник).

3. Rutube (Источник).


Рекомендованное домашнее задание

1. Кем и когда было употреблено понятие «фольклор»?

2. В чём состоит отличие между литературой и фольклором?

3. Расскажите про этапы становления авторства.