Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Развитие речи. Выразительное чтение

С помощью этого урока мы научимся выбирать и запоминать стихотворные тексты, готовить партитуру выразительного чтения, которая обеспечивает возможность донести до слушателей те мысли и чувства, которые мы находим в произведении.

Тема: Русская литература XVIII века

Урок: Развитие речи. Выразительное чтение

1. Вступительное слово

В XVIII веке декламация стихов имела высокое значение. Ведь необходимо было произносить торжественные и похвальные речи, оды. Для того чтобы передать смысл стихотворения нужно овладеть тем искусством декламации, каким владели литераторы XVIII, XIX веков. К сожалению, искусство декламации утратило свое значение в XX веке, а в XXI веке мы можем наблюдать остатки декламации только в профессиональном искусстве актеров.

Поэты имели дело с памятниками – памятниками литературы. Конечно же, никакой звукозаписи не было, поэтому невозможно воспроизвести то звучание стихотворений, которое бытовало в то время. Задача литераторов XXI века – оживить литературные памятники. Современному человеку гораздо труднее учить старые тексты. Очень остро стоит вопрос о том, как выучить наизусть стихотворение.

2. Правила в изучении текстов наизусть

Существует несколько правил в изучении текстов наизусть.

1. Выучить наизусть и прочитать можно только тот текст, который вам  интересен. Литературное произведение должно увлекать читателя.

2. Текст должен быть нам понятен.

3. Каждый из нас должен четко представлять себе как работает его память. Есть люди, которые запоминают то, что видят. Они воспринимают мир, как его видят. Им достаточно прочитать про себя текст несколько раз и в итоге выучить его. Есть люди, которые живут ушами. Им достаточно услышать чтение произведения. Есть люди, которые могут выучить текст, благодаря тому, что произносят его самостоятельно вслух. Они запоминают то, что произносят сами. Есть люди, которые запоминают руками – моторная память. Им легче всего запомнить материал, записав его. Есть категория людей, которые должны двигаться и общаться – они учат на ходу. В неподвижном состоянии память у этих людей гораздо хуже работает, нежели в движении. Каждому из нас необходимо хорошо знать, как мы воспринимаем мир. Каждый, пытаясь учить что-нибудь наизусть, должен сам себя испытать. Попробовать прочитать глазами и запомнить, прочитать вслух, прочитать и записать на ходу, сидя, лежа. Необходимо понять какой из этих способов работает лучше и пользоваться тем, что ближе вам. У каждого из нас разный объем оперативной памяти. Нужно четко понимать какого объема текста мы способны запомнить с первого раза. Для этого необходимо попробовать прочитать текст и воспроизвести.

Заучивание начинается с того, что вам интересно. Потом вас необходимо выбирать способ и размеры тех отрывков, по которым вы будете двигаться, уча наизусть.

3. Партитура

Выучив текст, необходимо знать, как правильно его декламировать. Существуют полузабытые правила, такие же, как и для музыканта. Музыкант, как исполнить произведение, готовит для себя партитуру – запись музыкального текста. Точно такую же партитуру готовят и актеры. Они не просто заучивают текст, который им дано, а и самостоятельно составляют партитуру. Такую же партитуру вы можете приготовить для себя. Партитура текста – это своеобразная шпаргалка. Если вы готовитесь к выступлению, на каком-нибудь торжественном вечере, где у вас есть дублер, вы не просто передаете ему текст, но и партитуру. В этой партитуре присутствует множество знаков. Существует три основных знака в партитуре:

- Пауза  (обозначается как / , // , ///) ―  размер тишины. А.П. Чехов говорил: «Самое пронзительное в театре – это пауза». Когда звучит пауза, слушатель осознает то, что он услышал.

/ ― короткая пауза;

// ― средняя пауза;

/// ― длинная пауза;

- Звучность (обозначается как < , >). Звучность бывает восходящей и нисходящей. При восходящей звучности наш голос должен повышается, при нисходящей – снижается.

<восходящая звучность;

> ― нисходящая звучность;

 - Логическое ударение. (обозначается как _). Логическое ударение подчеркивает особенно важные слова. _

Пример:

Предложение. «Казнить нельзя, помиловать». В этом тексте не стоит запятая. Если расставить знаки партитуры, то выйдет два варианта прочтения.

- «Казнить / нельзя помиловать» - смертный приговор.  

- « Казнить нельзя / помиловать» - помилование отменяющий смертный приговор.

Мы не привыкли замечать пауз. Мы автоматически управляем своей речью. Иногда ошибаемся, и нас перестают понимать.

Бумага и карандаш, зеркало― три простых вещи, которые помогут в тренировке прочтения текстов. В наше время можно использовать еще и видеокамер, потому что у нас появляется возможность записать разные варианты чтения и откорректировать.

Пример:

«О, закрой свои бледные ноги!» Эти строки ― это поэма В. Я. Брюсова. Даная поэма не совсем серьезная, но в ней есть скрытый смысл. В 1794 году существовала поэтическая мода на томные страсти, на утонченные душевные движения, которые выражались в особых позах и жестах. Два варианта прочтения поэмы с помощью разной партитуры:

1) Ироническое отношение: О// закрой/ свои бледные ноги (в конце строчки следует нисходящая звучность)

2) Патетический вариант (может оказаться еще смешнее)

4. «Готовим партитуру главного фрагмента»

Стихотворение «Памятник» Горация впервые на русский язык перевел М.Ломоносов.

«Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски  И первому звенеть Алцейской лирой.  Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.»

5. «Условия подготовки к выразительному чтению»

Успех прочтения текста зависит от терпения. В народ вошла поговорка, латинская фраза « Повторение – мать учения». Текст, который учится наизусть, нужно повторять несколько раз, при этом от того, что текст начинает надоедать, теряется стремление выразить чувства и прочитать все выразительно. По мере работы над текстом мы стараемся сначала выучить тексты, запомнить, а уже после приготовить вариант выразительного чтения.

«Памятник» – это классический текст, сохранившейся с начала нашей эры. Переводы этого стихотворения стали обязательным упражнением для истинного оратора. В России свой «Памятник» написали и Ломоносов, и Державин.

В XIX веке продолжил традицию А.С. Пушкин. «Памятник» Ломоносова и Державина могут служить помощником каждого оратору, который пытается научиться читать тексты так, чтобы максимально передать все, что хотел передать.

6. «Задание»

Напишите партитуру к стихотворению Державина «Властителям и судьям».

«Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!»

Державин был первым, кто громогласно и торжественно сказал о людях, которые руководят людьми.

 

Рекомендованная литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. 1999.

2. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

3. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Teoremik.ru (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

3. Интегральная медицина XXI века (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Проанализировать какие бывают виды памяти. Способы ее тренировки.

2. Проанализировать стихи, данные в лекции. Написать партитуру к стихотворению Державина «Властителям и судьям».

3. *Выбрать три любые стихотворения. Написать к ним партитуру, выучить наизусть и продекламировать.