Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Пушкин и фольклор. Лирика, эпос и театр Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Жил на свете рыцарь бедный»

На этом уроке мы познакомимся с творчеством А. С. Пушкина, уделим внимание особенностям его произведений

Тема: Шедевры русской литературы XIX века

Урок: Пушкин и фольклор. Лирика, эпос и театр Пушкина. «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Жил на свете рыцарь бедный»

1. Приветствие, введение о том, о чём будет урок

Сегодня рассмотрим всё, что написано Пушкиным, со стороны, которая позволяет увидеть всё то, что сделано Пушкиным в масштабе не только его века, но и всей русской литературы. Пушкин строил свою жизнь по законам литературы и культуры. Это была принципиальная установка, он считал, что именно он – первый поэт, и с этим были согласны его современники.

2. Пушкин – первый русский поэт

В сущности, Пушкин был первым русским настоящим писателем, который начал своё творчество именно в тот момент, когда, по сути, литературы ещё не было, были разрозненные, очень шаткие и непрочные строения в разных видах, жанрах литературы, но целостного, системного представления о том, что складывается в литературу, не существовало. Да, было некоторое количество лирических эпических произведений. Но в русской литературе не было ни романа, ни литературной критики, не было множества всего того, что было в европейской литературе той эпохи.

Рис. 1. А.С. Пушкин (Источник)

Создавая представление о себе, как о первом русском поэте, Пушкин должен был создавать литературу, которой ещё не было. Естественно, первым материалом для литературы оказывался фольклор. Как известно, Пушкин владел французским языком, а русскому языку он научился от няни, Арины Родионовны. Сохранилось около десятка черновых записей, сказок, которые рассказывала Арина Родионовна. Пушкин записывал их более или менее подробно, иногда дословно.

Первая поэма «Руслан и Людмила» (первая публикация поэмы – 1820 год), которая принесла Пушкину славу, оказалась сочетанием литературного и фольклорного материала. Пушкин был совершенно убеждён, что устное народное творчество – это творчество не только христианское, но в той же степени и барское. Аристократ и простой крестьянин, по убеждению Пушкина, принадлежат к одному народу, они братья. Во время холеры в 1839 году в знаменитую Болдинскую осень, когда Пушкин оказался четырнадцатью кордонами отрезан от Москвы и вынужден был проводить время в деревне среди крестьян, он не скучал, а выступал в церкви с проповедью с амвона. При обращении к людям он использовал слово «братцы». Такое обращение было неслучайным. Братцы – это люди, которые находятся в кровной, очень тесной семейной связи друг с другом. Совершенно особое отношение Пушкина к фольклору, как к материалу литературы.

В начале «Руслана и Людмилы» он добавляет строки, которые начинаются словами: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…». В сущности, он рисует картину фольклорного мира, но к реальной поэме, которую написал Пушкин, эта картина имеет отдалённое отношение.

Характерно, что заканчивая это новое предисловие к «Руслану и Людмиле», Пушкин цитирует Оссиана. Он цитирует ту часть песен Оссиана, которые были вступлением в поэму Макферсона: «Дела давно минувших дней преданья старины глубокой..» Это точная цитата, которую узнавали современники и сразу ставили Пушкинскую сказку в один ряд с песнями Оссиана. Тот факт, что в 1828 году Макферсон не записал народную сказку, а сочинил свою собственную песнь, Пушкина ничуть не смущает. Он чувствует себя не столько автором, сколько человеком из народа, который заново создает фольклорный мир, мир народных представлений. Тоже самое можно сказать и о лирике, и о эпосе, и о Пушкинском театре. Пушкин, следуя за какими-нибудь образцами, народными или образцами европейской литературы, всегда воссоздавал их заново. Очень часто связь была совершенно очевидна, но за названием стоял уже совершенно новый смысл.

3. Завершение урока

Пушкин принёс свое понимание  лирики. Лирикой мы называем поэзию, которая передаёт личное отношение автора к тому, о чём он пишет. Прежде всего, это отношение к женщине. Лирика – это всегда поэзия любовная. Пушкин очень быстро и легко отказывается от образцов, от шаблонов сентиментальной, романтической литературы о любви, каждый раз говоря о своей собственной любви, которая переживается здесь и сейчас. Каждая романтическая история, а Пушкин был чрезвычайно влюбчив, давала повод для совершенно нового лирического произведения. Иногда даже он писал об интимных моментах, которые в то время умалчивались. Пушкин не считал это стыдным, но, вместе с тем, он охранял границы личной жизни.

То же самое применительно к эпосу. Эпос – это точка зрения не личностная, а общая. Это взгляд на историческое событие глазами народа. Так вот, у Пушкина постоянно лирическое и эпическое начало перемешиваются. Евгений безумный в «Медном всаднике» (1829 год), человек судьбу которого сломал медный всадник. Это он, Пётр – Медный всадник, построил город там, где жить невозможно, где угроза наводнения не даёт спокойной жизни.

И в этом городе Пётр «убил» возлюбленную Евгения. Евгений говорит в ответ Медному всаднику: «Ужо тебе…». Это абсолютно личное, частное проявление, но оно обращено к векам. Лирический герой попадает в эпические обстоятельства и ведёт себя как эпический герой.  Где эпос, где лирика в творчестве Пушкина – границы провести невозможно. Сплетение жанров характерно для произведений этого поэта.

Сцены рыцарских времён и «Маленькие трагедии» (1830 год), где Пушкин берёт эпические образцы, и Дон Жуана и скупого рыцаря, и множество других, всем хорошо известных сюжетов. Герои европейской литературы были лучше известны пушкинскому читателю, чем русские. В произведениях Пушкина не хватало того, что было наиболее читаемым в Европе, – не хватало романов.

В русской литературе первый роман создал Пушкин. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

4. Литературный фольклор и фольклорная литература

Сказочный мир, который строит Пушкин, он населяет своими собственными героями и заставляет их вступать иногда в очень сложные отношения друг с другом, а характеры и судьбы своих персонажей он выстраивает уже по законам не фольклорным, а литературным.

Законы фольклора очень строгие и простые. Герои фольклора взаимодействуют по очень чётким критериям, поддающимся по классификации описанию. Персонажи фольклора всегда действуют по определённым стереотипам. Пушкинские литературные герои, на которых он надевает фольклорные маски, наряжает их в фольклорные костюмы, иногда сам костюмы придумывает, действуют совершенно  иначе. Они действуют по тем законам, которые Пушкин сам для них придумывает. Иногда он заимствует что-то легко и непринуждённо у своих предшественников. Его отношение к Макферсону, оказавшемуся обманщиком, литературным мистификатором, ничуть не изменилось после того, как он узнал об этом. Точно так же он устраивает свои собственные  литературные мистификации.

«У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…»

А дальше идёт Макферсон: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...». И далее, вслед за цитатой Макферсона, которая прямо вливается в ткань повествования, начинается сюжет сказки, которую Пушкин придумал сам, не основываясь ни на каких фольклорных источниках:

«…В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал…»

Рис. 2.  У Лукоморья… (Источник)

Ни на секунду не сомневаясь, Пушкин берёт реального князя Владимира, придумывает мифического храброго Руслана, и традиционный для своего времени здравый тост «За здоровье» с тяжёлым стаканом, который трудно представить в древние времена. С тяжёлым стаканом, который заимствован Пушкиным из собственного бытового обихода. Тяжёлый стакан появился в русском быту только после наполеоновских походов. Что же происходит? Пушкин берёт сказочные, исторические, бытовые мотивы из разных времён, из разных народов, из разных обстоятельств, сплетает это всё воедино и строит свой особый мир. Он творец в этом мире.

Рис. 3. «Руслан и Людмила» (Источник)

5. Народ и Пушкин. Определение слова «народ»

Отдельно и специально следует говорить о том, как представлял себе Пушкин народ. Значение этого слова очень сильно менялось на разных этапах истории. Первоначально слово «народ» возникает в библейские времена. Это общность людей, говорящих на одной земле, на одной территории, не различая их социального положения. Один народ противостоит другому народу в борьбе за определённую территорию и в борьбе за своё физическое выживание, потому что люди, жившие в то время, были связаны с таким явлением, как каннибализм. Каждый народ считал себя Богом избранным.

По мере распространения письменности распространяется и представление о народе, как о носителе не только божественной сути, но и носителя сути высокой, возвышенной своей культуры. Каждый народ не только Богом избранный, но он и богоносец.

Пушкин однажды в подражании Корану, которое естественно не было переводом, а было собственным стихотворением Пушкина, внушает Аллаху те слова, которые якобы Аллах устами Магомеда произносит в Коране:

 «Мужайся, призирай обман,

Стезёю правдой гордо следуй,

Люби сирот и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй»

Представление о богоизбранности народа и о том, что все другие народы являются дрожащими тварями, это устоявшийся, очень прочный фундамент всех представлений Пушкина и последующих времён. Вот Пушкин это представление взламывает, пушкинский народ – это уже не та сверхъестественная, Богом избранная сила, которой нет и не может быть объяснения простым человеческим языком. Народ – это, в некотором роде, загадка, а в некотором роде уже действующее лицо и реальная история, которую создает Пушкин.

«Борис Годунов»(1825 год) – это сюжет смутного времени, сюжет, когда бояре делили Русь и пытались каким-то образом сосредоточить в своих руках власть над будущей страной, которая будет называться Россией. И вот эти бояре в трагедии Пушкина противостоят народу, который стоит и наблюдает за тем, что происходит. Этот народ появляется в финальной сцене в концентрированном виде, в трагической ремарке, которой заканчивается действие пушкинской трагедии. «...Народ безмолвствует». Это вроде пояснения актёрам, которые должны представлять сцены из смутного времени под названием «Борис Годунов». Но, на самом деле, это мысль Пушкина об истории. Это грозное молчание, таящая в себе страшные опасности тишина. Пушкин застал холерные бунты, когда крестьяне убивали врачей и тех, кто приводил к ним врачей. «Не дай вам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Слова, которые принадлежат Пушкину, и бесчисленно раз их цитировали после него. Так вот «народ безмолвствует» – это тишина, за которой стоит угроза бессмысленного и беспощадного бунта. Жуковский, который издавал «Бориса Годунова», почувствовал это и заменил трагическую ремарку. Жуковский, домашний учитель Александра Павловича, царя-освободителя, который в 1861 году даровал народу свободу, изменил последнюю ремарку пушкинской трагедии. В результате в издании, которое редактировал Жуковский, появилось вместо «народ безмолвствует» – здравица, которую произносит народ царю-самозванцу, Лжедмитрию.

Рис. 4. «Борис Годунов» (Источник)

Мы не знаем, каким образом встречали те речи, которые произносил Пушкин с амвона Болдинской церкви, но Пушкин использовал их в шутку. При всей серьёзности Пушкина в ней присутствует доля иронии, насмешки, улыбки, с которой Пушкин способен смеяться и над собой и над своим народом, когда он этого заслуживает.

6. «Жил на свете рыцарь бедный…»

Классическим вариантом соединения жанров, эпоса, лирики и драмы, соединение методов реалистического и романтического, классическим образцом того, как Пушкин выламывается из любых рамок, в которые мы его хотим втиснуть, как Пушкин разрушает любые стереотипы, с позиций которых мы пытаемся о нём судить, может послужить одно из самых интересных произведений Пушкина. Оно не так широко известно, не так часто упоминается. Но оно было любим произведением Ф. М. Достоевского – «Жил на свете рыцарь бедный».

«Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,

Непостижное уму,

И глубоко впечатленье

В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,

На дороге у креста

Видел он Марию деву,

Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел,

И до гроба ни с одною

Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки

Он с лица не подымал

И себе на шею четки

Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,

Ни святому Духу ввек

Не случилось паладину,

Странный был он человек.

Проводил он целы ночи

Перед ликом пресвятой,

Устремив к ней скорбны очи,

Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,

Верен набожной мечте,

Ave, Mater Dei кровью

Написал он на щите.

Между тем как паладины

Ввстречу трепетным врагам

По равнинам Палестины

Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa!

Восклицал всех громче он,

И гнала его угроза

Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,

Жил он строго заключен,

Все влюбленный, все печальный,

Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,

Дух лукавый подоспел,

Душу рыцаря сбирался

Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,

Он не ведал-де поста,

Не путем-де волочился

Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Паладина своего.

Это, отчасти, сцена из рыцарских времён, отчасти маленькая трагедия, отчасти, роман. Роман о человеке, который соединил небесную и земную любовь. Из этого маленького стихотворения в какой-то мере родилась русская литература всего XIX, да и XX века.

 

Список рекомендованной литературы

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Литературный глоссарий (Источник).

2. Планета сказок (Источник).

3. Библиотека Гумер (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве поэта

2. Какая была первая поэма Пушкина. Какова её особенность?

3. Выучите одно из этих стихотворений Пушкина наизусть, оттенив при чтении очарование поэта красотой, бескорыстие в любви.