Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Основные этапы развития древнерусской литературы

Общее представление о литературном процессе

Мы изучали с вами отдельные произведения, анализировали, как замысел автора воплощается в определенной художественной форме. В восьмом классе усложнили задачу, связывая произведения с литературной и исторической эпохами. В этом году мы будем изучать историю русской словесности, то есть литературный процесс.

Литературный процесс – жизнь и развитие литературы определенной страны или эпохи, во всей совокупности ее явлений и фактов или многовековое развитие литературы в ее всемирных масштабах.

Предпосылки зарождения русской словесности

Русская словесность зародилась в эпоху христианства. Письменность уже была, ее создали болгарские монахи Кирилл и Мефодий (см. рис. 1). Церковь почитает их как святых. Они не собирались создавать литературу, а старались привнести веру на славянскую землю. Письменность нужна была для перевода священного писания, богослужений. Тогда и зародилась русская словесность.

Рис. 1. Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XVв.)

Киев был средоточием ранней русской словесности, потому что являлся центром государственности, духовной жизни – там располагалась Киево-Печерская Лавра. Великий монастырь, где процветало образование, с ним связаны первые образцы письменности, религиозная, поучительная литература, которая обличена в слова. Слово – строительный материал художественной литературы. А значит, зарождалось и художественное чтиво (см. рис. 2).

Рис. 2. Этапы развития древнерусской литературы

Авторы первых произведений – «Повести временных лет», «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона – задачи ставили не развлекательные.

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона

Первым памятником русской словесности стало «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Он был греком, пришел просвещать славянскую землю и создал риторическое произведение. 

Риторика – наука об ораторском мастерстве.

Риторическое произведение – не сюжетное или лирическое, а проповедническое. Слово должно звучать:

Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает своих сынов в жизнь вечную.

Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Красивое сплетение слов. Даже не всегда понимая их точный смысл, чувствуем энергию и метафорическую густоту.

Этапы развития древнерусской литературы

Второй период русской словесности связан с более печальными событиями: на Русь надвигалась Золотая Орда (см. рис. 3).

Рис. 3. Этапы развития древнерусской литературы

Наступает эпоха ордынского ига. Русская литература становится менее религиозна, но исторически насыщеннее. Это военные рукописи, книги, рассказывающие о подвигах русских князей. 

Третий период наступает после Куликовской битвы, в 1380 году. Русское государство начинает централизоваться, у этого процесса есть положительные и отрицательные черты. Были созданы произведения: «Хождения Афанасия Никитина за три моря», «Повесть о Петре и Февронии» (см. рис. 4).

Рис. 4. Этапы развития древнерусской литературы

Последний период древнерусской словесности наступает, когда на Русь приходят испытания, приближение смуты. Кристаллизуются новая государственность и новая книжная культура. Западное влияние начинает усиливаться (см. рис. 5).

Рис. 5. Этапы развития древнерусской литературы

Основные характеристики древнерусской литературы

Основные особенности древнерусской литературы

  • Узнаваемость. Люди того времени ценили соблюдение канона, неписаного свода правил, которому следуют писатели, литературная школа и эпоха.
  • Поучительный характер.
  • Отсутствие развлекательности.
  • Увлекательность.

Главные жанры древнерусской словесности

  • Летопись
  • Житие

Летопись создавалась монахами, но со светскими представлениями об истории края, страны, государства.

Житие – церковный поучительный жанр.

Летопись – эпический жанр, связывающий историю города, государства, народа со всемирной историей. Запись каждого года в летописях начинается словами: «В лето…» (то есть «в году…») отсюда название «летопись».

Летопись – эпическое произведение, состоящее из разрозненных фрагментов. Каждый год – отдельный маленький эпизод. Задача летописи – связать историю народа со всемирной историей.

Летописец Нестор «Повесть временных лет» начинает со всемирного потопа. автор смотрит с точки зрения вечности. Пушкин в «Борисе Годунове» точно описал внутренний мир летописца:

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет…

А.С. Пушкин

Летопись – культура воспроизведения, а не сочинения. У летописца точка зрения вечности, уединения, монашеская келья. Так создавался один из древних жанров русской словесности – летопись.

Жанр жития в древнерусской литературе

Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Роман рассказывает о вымышленных героях и приключениях. А житие повествует о реальных персонажах и их пути к святости. Приключение жития в том, что герой борется с дьяволом и следует заповеди божьей. На конфликте злого и доброго, вечного и временного начал и строится сюжет любого жития.

Жития могут быть посвящены святым князьям (Александру Невскому, Глебу и Борису), святым угодникам (Сергию Радонежскому). К концу этапа древнерусской словесности появляются жития, которые автор посвящает самому себе: «Житие протопопа Аввакума». Разрушается принцип жития, заключающийся в повествовании о святом человеке и его пути к Богу. Протопоп Аввакум – старообрядец. Носители «старого», традиционного сознания в русской литературе подрывают установленный прядок. Начиналась словесность с канонов (следованию неписаных правил), узнавания (повторения привычного) а заканчивается тем, что читатель и автор начинают ценить новизну, изменчивость, увлекательность. Литература подошла к новому периоду своего существования, связанному с именем Петра I.

Домашнее задание

Текст «Слова о законе о благодати» митрополита Иллариона.

Словарь древнерусских слов поможет при чтении древнерусской литературы.

Иллюстрации и рукописи древнерусских произведений.

Здесь вы найдете не только название, но и числовое значение букв кириллицы.

Текст «Жития Протопопа Аввакума, им самим написанного».