Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова

Определение лирического героя

Термин «лирический герой» ввел в оборот литературовед и писатель Юрий Тынянов. Он применил его, когда рассуждал о лирическом герое поэзии Блока.

Лирический герой – образ поэта в лирике, выражающий мысли и чувства автора, но не идентичный его личности.  

Нельзя путать обстоятельства биографии поэта и лирического героя. Но что-то существенное из своего внутреннего мира автор доверяет своему герою.

Образ лирического героя в стихотворении Лермонтова «Погиб поэт»

Лермонтов вошел в русскую поэзию в 1837 году (см. рис. 1). К этому времени он уже писал стихи, но широкая публика узнала о нем, когда стало распространяться стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Рис.1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Посмотрим на стихотворение с точки зрения лирического героя:

Смерть поэта

Погиб поэт! – невольник чести, –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

М.Ю. Лермонтов

Это замечательные стихи. Если вы читали лирику Пушкина, то заметите, что стилистически и интонационно эти стихи не похожи на творчество Александра Сергеевича. Они о другой традиции и другом образе поэта. Стихотворение больше говорит о том образе, который присущ лирическому герою Лермонтова, нежели о том образе, который присущ Пушкину.

Образ лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова

Мы уже сравнивали стихотворения Пушкина «Тучи» и Лермонтова «Тучки» (см. рис. 2).

Рис. 2. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Насколько совпадает тема стихотворений, настолько расходится внутреннее содержание. У Пушкина «последняя туча уходит», мир гармонизируется и заново устраиваются отношения с самим собой и со всеми живущими под небесами. У Лермонтова «вечные странники», он вместе с этими тучками уносится вдаль и никогда не будет ему приюта. Таков его лирический герой.

Это внутреннее разорванное состояние лирического героя прекрасно передает всем известное стихотворение.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Все в мире, которому принадлежит лермонтовский лирический герой, контрастно. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» «Родное, чужое, ветер, волны, счастье», «Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…». В этой точке всегда находится лирический герой Лермонтова.

Особенно хорошо прослеживается эта особенность, если читать все стихи подряд, вошедшие в единственный прижизненный сборник 1840 года. Лермонтов строго подбирал произведения для этой книги. В нее вошло 26 стихотворений из четырехсот написанных и две поэмы из 39. В книге все продумано и мир лирического героя хорошо виден.

Этот сборник открывают произведения: «Песня о купце Калашникове», «Бородино», «Казачья песня».

Эти поэмы отсылают нас во времена, когда были «богатыри не мы», героическим и романтическим. В века, когда опасность подстерегала каждого человека подобно тому, как она подстерегает малютку из «Казачьей колыбельной песни» (см. рис. 3).

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов «Отряд древних воинов»

Ритмические и стилистические особенности стихосложения М.Ю. Лермонтова

Лирическому герою Лермонтова выпало жить в другие, скучные времена.

И скучно и грустно! – и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

 

Любить – но кого же? – на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно...

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа,

И радость, и муки, и все там ничтожно.

М.Ю Лермонтов

Звучит успокаивающий, легкий, естественный ритм казачьей колыбельной песни. В стихах, рассказывающих о мире, к которому вынужден принадлежать лирический герой Лермонтова, ритм иной – амфибрахий.

В одной строке пять стоп амфибрахия, в другой три (см. рис. 4).

Рис. 4. Ритмический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Строки противостоят друг другу. Одна строка длинная, успокаивающая, другая резкая и обрывающаяся. Таков внутренний мир лермонтовского героя. Даже ритм передает его внутреннее наполнение. Это стихотворение одно из последних:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В каждом стихотворении есть опорные слова, которые доносят смысл поэтического высказывания.

«Выхожу один я на дорогу». Строчка звучит так, будто слова «один я» сливаются. Стихотворение начинается с темы невыносимого одиночества лирического героя. А вокруг гармония «кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит». В первой строфе лирический герой ищет путь к успокоению.  Как построена вторая строфа?

В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сияньи голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? жалею ли о чем?

Сначала взгляд уносится в небеса, и уже оттуда лирический герой смотрит на землю «Спит земля в сияньи голубом». Из вечности на землю, это точка зрения звезд, а может, и бога. Вторые две строки «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»

Первая строфа начинается с дисгармонии и ведет к гармонии, вторая наоборот. Прочитаем третью.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Третья строфа выталкивает личное лирического героя. Сливаются слова «ничего я», «и не жаль мне». Мир обезличен, находится в гармонии, но дисгармоничное «я» заставляет героя тосковать, стремится к чему-то недостижимому. В четвертой строфе герой снова возвращается к гармонии.  

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Тема смерти, которая намечена в третьей строфе, в четвертой разрешается в нечто гармоническое. «Я» поэта успокаивается, готово раствориться в царящем умиротворении, найти свободу, о которой автор тоскует. Но как построена пятая строфа.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

Снова выталкиваются слова «мой слух, мне, надо мной». Лирический герой не растворяется в вечности, он хочет остаться центром вселенной. Он примирится с миром, но не растворится в нем. Как это было в ранних стихах и написанных в последние годы жизни, лирический герой между небом и землей, жизнью и смертью, надеждой и отчаянием. Какие бы стихи Лермонтова вы ни читали, всюду будет присутствие странной, яркой, неуспокоенной личности лирического героя.

Домашнее задание

Познакомьтесь со статьей Ю.Н. Тынянова «Блок». В ней впервые встречается понятие «лирический герой».

Перечитайте стихотворения и сравните их:

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» читает А.Н. Архангельский.

Стихотворение «Смерть поэта» читает А.Н. Леонтьев.

Предлагаем вашему вниманию уроки по творчеству М.Ю. Лермонтова: