Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

"Мертвые души" Н. В. Гоголя. Поэма в прозе

«Мертвые Души» Николая Гоголя и аналогия с «Божественной комедией» Данте

Мы изучали творчество Николая Васильевича Гоголя, читали «Ревизор», «Вечера на Хуторе близ Диканьки», повести из «Миргорода». «Мертвые души» – вершинное произведение Гоголя. В 1842 году вышел первый том, второй так и не вышел, его автор сжег. Гоголь осознанно назвал «Мертвые души» поэмой. Замысел был гораздо обширнее, нежели у первой книги. Задумывалось произведение из трех частей.

Задумка Н.В. Гоголя – повтор трехчастной структуры «Божественной комедии» Данте. Главный герой должен был пройти через «Ад», испытания «Чистилища», а затем оказаться в «Раю».

Даже в первой части, которая более сатирическая и приземленная, есть лирическое, поэмное начало.

Почему в центре такого грандиозного замысла стоит подчеркнуто обычный персонаж Павел Иванович Чичиков?

Помните спор о том, доедет ли колесо и куда оно доедет? (См. Рис. 1.)

Рис. 1. В.Е. Маковский. Иллюстрация к «Мертвым душам»

Спор говорит о том, что действие разворачивается в сердцевине России, а Россия для Гоголя – центр мира, и здесь оказывается средний герой Чичиков. И действие «Ревизора» происходит в серединной России. Для автора это принципиально важно. У Гоголя есть своя философия времени.

Мир Гоголя представляет с собой три хронологических слоя:

  • Древность, где царствует зло. Легендарное и ужасающее время, когда человек был беззащитен от злых сил. Разворачиваются действия «Страшной мести», «Вия».
  • Легендарные времена Екатерины II. Зло подчинено воле человека. Разворачиваются действия повести «Ночь перед Рождеством».
  • Современность. Зло стало обыденным и незаметным.

 

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»

Именно поэтому наиболее опасным проявлением зла оказывается Павел Иванович Чичиков. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине», в которой распространяется слух, что Чичиков антихрист. Это шутка, но в ней есть намек. Антихрист грядущего века, если верить гоголевской мифологии, будет скучным, незаметным, серым. Чичиков называет себя «не значащий червь мира сего», который проедает его сердцевину. Павел Иванович может пройти иной путь. Он может стать грозным антихристом, уничтожившим мир, а может пройти через чистилище и попасть в рай и преобразить окружающую реальность.

Почему главного героя зовут Павел? Павел – это апостол, которого именовали Савл. Он гнал христиан, но по пути в Дамаск ему явился бог, и Савл стал апостолом, полностью изменив свой путь. Гоголь также обещает своему герою перевоплощение.  

Сюжет и композиция «Мертвых душ»

Название «Мертвые души» – оксюморон.

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением.

Мертвые души собирается покупать Павел Иванович, чтобы заработать денег. В России в XVIII–XIX вв. действовали «ревизские сказки», то есть перепись населения. И до следующей переписи все числились живыми, в том числе и крепостные души. Умерший как бюрократическая единица значился живым и его можно было купить. На этой метафоре строится сюжет.

Ревизская сказка при крепостном праве в России – список лиц, подлежавших обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии.

Особенность сюжета первого тома «Мертвых душ»

Обычно сюжет строится так, чтобы история увлекала. Бывают исключения, например психологический роман «Герой нашего времени» Лермонтова.

Мертвые души – символический роман. В нем действует принцип замедления сюжетного действия.

Ретардация – в литературоведении замедление сюжетного действия.

Герой пускается в странствие, чтобы найти помещиков и купить у них мертвые души. Чичиков находит Манилова, заплутав, попадает к Коробочке, знакомится с Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным.

Создавая первый том «Мертвых душ», Гоголь ссылался на «Ад» Данте. У Данте души располагаются тем ниже, чем более страшные грехи они совершили (см. рис. 2).

Рис. 2. Сандро Боттичелли. «Карта Ада»

Образы и характеристики помещиков в «Мертвых душах»

Гоголь, на первый взгляд, так же располагает героев помещиков. Сначала Чичиков попадает к Манилову, он не так уж плох и жена у него добрая Лизанька. Коробочка похуже, она все начинает просчитывать. Ноздрев и Собакевич еще неприятнее, а Плюшкин вообще пропащая душа. Герои выстраиваются в иерархию как пирамида, обращенная острием вниз (см. рис. 3).

Рис. 3. Композиционное расположение героев в произведении «Мертвые души»

Но на самом деле закономерность обратная. Например, о Манилове нельзя сказать что-то плохое, но и хорошего ничего у него нет.

«От него не дождешься ни одного живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого».

Н.В. Гоголь

От Манилова нельзя дождаться и каких-либо действий. Время остановилось. Закладка в книге лежит уже два года, и ее никто не читает.

Коробочка более определенная, есть хозяйская хватка. В Ноздреве есть русская удаль, приобретшая диковатые формы. Он фанфарон, все время лжет и хвастает. Собакевич, которого и зовут как медведя – Михаил Иванович. Человек крепкий, хорошо помнит, что отец был еще более твердым. Плюшкин человек мерзкий, но изображен подробно. Он не так прост, как все остальные помещики. Есть важная символическая деталь. У Плюшкина в шкафчике лежит заплесневелый кусок кулича. Его едят на пасху, когда происходит воскресение Христа, вместе с которым воскресает весь мир. Кулич у Плюшкина покрылся плесенью, как вся его жизнь, но герой может воскреснуть. У Плюшкина есть биография: читатель знает о его дочери, об умершей жене, до смерти которой герой был иным, у него были чувства. Композиция оказывается перевернутой (см. рис. 4).

Рис. 4. Композиционное расположение героев в произведении «Мертвые души»

Идея и замысел произведения «Мертвые души»

Герои расположены не как у Данте, в порядке убывания, а в порядке возрастания. В последней, одиннадцатой, главе – герой, о котором мы узнаем подробно, Павел Иванович Чичиков. Он на дне ада, в который преобразилась человеческая бюрократическая жизнь. В то же время он на той точке, от которой возможно начало воскресения. Начало пути к свету, смыслу и богу (см. рис. 5).

Рис. 5. Композиционное расположение героев в произведении «Мертвые души»

У Чичикова изложена подробная биография: знаем про отца и мать, про обстоятельства, которые воспитали из Павлуши Чичикова. Чем подробнее мы узнаем, тем больше шансов, что герой может воскреснуть.

В мире Гоголя не воскреснет только пустота. Все определенное, даже если оно исказилось до предела, может вернуться к самому себе. В конце произведения символ: Русь-тройка, которая несется в вечность. Рассказывается притча о двух героях – Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче, притча об ужасе пустоты и бессмысленности. Деятельный характер Чичикова, каким бы мерзким он ни казался, дает шанс на исправление героев и всего окружающего мира. Именно таков замысел Гоголя, и поэтому он называет свой роман поэмой. Это относится не только к трехчастной задумке, но и к первому из романов несостоявшегося цикла.  

Домашнее задание

Текст поэмы «Мертвые души».

Послушайте лекцию «Мертвые души. Живые вещи» Надежды Шапиро, учителя русского языка и литературы.

Предлагаем вам посмотреть программу «Библейский сюжет». Она рассказывает о замысле Н.В. Гоголя написать поэму, подобную «Божественной комедии» Данте.

Экранизация поэмы режиссером Михаилом Швейцером.

Прочтите книгу известного литературоведа Игоря Золотусского «Гоголь». В четвертой части речь идет о создании поэмы.