Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Новое время. Классицизм

Основные этапы развития культуры XIV-XIX вв.

Эпоха Возрождения отсылает деятелей культуры к античности. В средневековье память об античности отодвинута на обочину цивилизации.

В эпоху Возрождения античность вернулась как тема и образец для подражания. Но когда в основу культуры положен принцип новизны, многое быстро устаревает. Изжили себя и принципы эпохи Возрождения. Европейская культура ответила на это идеалом неправильного. Возрождение ориентировалось на образец. Следующая эпоха ориентировалась на искаженное. 

Барокко – один из главенствующих стилей в европейской архитектуре конца XVI – середины XVIII вв.

Слово «барокко», как считают многие ученные, восходит к названию жемчужины искривленной, неправильной формы, вошедшей в моду в XVI–XVII вв. (см. рис. 1).

Рис. 1. Барочная жемчужина в подвеске (XVII в.). Британский музей, Лондон

По принципу маятника от барокко, искусства искаженного, странного, европейская культура шагнула навстречу классической ясности. Сначала в Италии и во Франции зародилось новое явление в культуре – классицизм.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVIII–XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Ориентирован на классический образец.

Возрождение направлено на раскрытие человеческого духа, вырывающегося из оков средневековой цивилизации, ссылается на античность.

Классицизм исходит из идеи: «Разум торжествует в мире». Все, что за пределами разума, обещает ужас и катастрофу.

Литература, как часть искусства, подхватила эти принципы.

Классицизм в литературе. Теория трех штилей

Как эпоха классицизма, ориентированная на рациональный образец, сказалась на литературе?

Во Франции была разработана теория трех штилей.

Теория трех штилей заключается в том, что все литературные произведения делятся на три разряда.

Жанры

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

Все стили литературы были разделены на эти же разряды.

Стили

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

Сочетание стиля и жанра образовывало настоящее искусство (см. рис. 2).

Рис. 2. Теория трех штилей

Высокие жанры показывают человека на фоне его судьбы, героя, побеждающего испытания.

Высокий жанр

  • Трагедия
  • Ода

Высокий стиль – торжественный.

Средний жанр показывает человека в процессе его жизни.

Средний жанр

  • Драма
  • Песня

Низкий жанр показывает низменные стороны человека и социальной жизни.

Низкий жанр

  • Комедия
  • Басня
  • Сатира

Низкий стиль противоречивый и грубый с точки зрения классицизма.

Правило трех единств

Три правила были предписаны и театру. Правила также восходят к античности.

Правило трех единств

  • Единство места. Действие каждого драматического произведения, предназначенного для сцены, должно быть локализовано в одной точке.
  • Единство времени. Все события укладываются в одни сутки.
  • Единство действия. В драматургическом произведении главенствует одна сюжетная линия, одна интрига, конфликт. Нет дополнительных сюжетных линий. Следили за этим строго.

Французская академия для этого созданная, возглавлялась знаменитым Арманом Жаном дю Плесси де Ришелье (см. рис. 3).

Рис. 3. Арман Жан дю Плесси де Ришелье

Французская академия наказывала авторов за отступление от трех стилей и единств. При этом эпоха барокко продолжала влиять на культуру.

История возникновения русской поэзии. Принципы стихосложения

Древнерусская эпоха себя изжила. Культура стала переходить в новый имперский период, связанный с Петром I. Русская литература ускоренно освоила все этапы, через которые проходила европейская словесность веками ранее.

Отец будущего основателя российской империи Петра I царь Алексей Михайлович (см. рис. 4) в Москве устраивал театральные действа. 

Рис. 4. Алексей I Михайлович

Первая постановка по мотивам библейского сюжета «Эсфирь» продолжалась 10 часов.

В русской словесности начинается заимствование западного опыта. Актуальной была эпоха барокко. Появляется русская книжная поэзия. До этого поэзия существовала только в фольклоре. Книжного стихотворчества на протяжении всей истории русской словесности не было. Поколение новых поэтов переносят опыт чаще всего польской поэзии. Объясняется это тем, что многие авторы получали образование в Польше.

Поэты переносят опыт силлабо-тонической поэзии. В русском фольклоре торжествует тонический принцип.

Тонический принцип русского фольклора заключается в соблюдении одного и того же количества ударных слогов в строке. При этом общее количество слогов в строке не имеет значения.

Силлабический принцип стихосложения заключается в том, что в строке должно быть одно и то же количество слогов, количество ударных слогов не учитывается.

Силлабо-тонический принцип стихосложения заключается в соблюдении одного и того же количества слогов, ударений, при этом учитывается их расположение в стихотворной строке.

Поэты XVII века используют силлабику, ориентируясь на заграничный опыт. Это порочное влияние. Игривый подход к стихам, которые выражают серьезные мысли, но принимают причудливые формы – барокко (см. рис. 5).

Рис. 5. Симеон Полоцкий. «От избытка сердца уста глаголят»

Вот так могли выглядеть записанные поэтами XVII века стихи – в форме сердца, и это связано со смыслом. Были и графические записи (см. рис. 6).

Рис. 6. Графическая запись стихотворений

Звучит стихотворение так:

Адам преступник небо заключает,

Иисус праведник небо отверзает.

Смысл религиозный, а форма светская.

Все это готовит почву для следующего этапа русской словесности. Связан он в политической сфере с возникновением империи. Империя ориентируется на вечный образец, на принцип рациональности. В литературной сфере эпоха классицизма олицетворяет разумность, упорядоченность, классический образец. Эпоха связана с Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Домашнее задание

  1. Очень увлекательная лекция А.В. Архангельской «Как в России писать стихи учились».
  2. О классицизме.
  3. О своеобразии русского классицизма.
  4. Как идеи классицизма появились в различных областях искусства. Разобраться в этом поможет схема.
  5. Как у царя Алексея Михайловича возникла идея организовать в Москве театр.