Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Романтизм. Романтическая личность

Предпосылки возникновения эпохи романтизма

У литературного направления есть манифест – документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.

Классицизм, в отличие от сентиментализма, был не просто направлением в искусстве, это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.  

В 1789-м году во Франции произошла великая революция – политическое событие, переворот в отношениях между сословиями, в распределении власти. Революция перевернула представление людей о естественном ходе человеческой истории, об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо.

Школа немецкого романтизма

В конце XVIII столетия в немецком университетском городе Йена собрался

кружок молодых интеллектуалов: сказочники Новалис и Тик, философы Шеллинг и Шлегель. Они обсуждали события в Европе. Связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в литературу.  Именно там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.

От какого слова происходит слово «романтизм»?

Романтизм – художественное направление в культуре конца XVIII – начала XIX в.

Роман – крупная эпическая форма. Романы писались на современных языках, не на латыни (см. рис. 1).

Рис. 1. Происхождение слова «романтизм»

Романтизм как литературное направление связан с современным состоянием культуры.

Как революция взорвала социальные, политические отношения, так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом.  Направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.

В другом немецком университетском городе Гейдельберге в начале XIX века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.

Романтики-гейдельбергцы, в отличие от йенцев, понимали, что как революция несла кровопролитие, так и романтизм создаст не только светлое начало, но и поставит перед человеком неразрешимые задачи.

Человек до романтической эпохи думал, что жизнь размеренна, предопределена традицией.  

В романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека (см. рис. 2).

Рис. 2. Уильям Блейк. «Ньютон»

Романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. Мир раздваивается на обыденность и мечту. Человек живет двойной жизнью.

Романтическое двоемирие – ощущение глубокого разрыва между идеалом, мечтой и действительностью, между миром идеальным и миром материальным.

Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. Романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.

В истории культуры бывает, что люди, живущие в разных точках мира,

приходят к одинаковым выводам, реагируя на внешние вызовы. Отправной точкой была революция, перевернувшая представление об истории и

современности. Ответом стало новое направление в культуре, которое обернулось целой эпохой.

Особенности гейдельбергского романтизма:

  • ирония, связывающая мечту и обыденность;
  • двойничество как участь духовно развитого человека;
  • двойственность как единственно возможное состояние мира;
  • опора на опыт фольклора.

Трудно представить, что когда-то образованные европейцы фольклор не ценили. Во времена классицизма отвергалось все народное, неуравновешенное. Романтизм заново открывает фольклор.

Немецкие романтики, сказочники братья Гримм (см. рис. 3) собирают и публикуют немецкое народное творчество.

Рис. 3. Братья Гримм

Фольклор становится источником сюжетов, сказок.

Романтизм в области сказок создал непререкаемые образцы.  

Один из величайших европейских писателей Эрнст Теодор Гофман (см. рис. 4) написал сказки, которые перечитываются неоднократно: «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и другие.

Рис. 4. Эрнст Теодор Гофман

Школа английского романтизма. Романтическая личность

В это же время в Англии возникает «озерная школа». Несколько английских поэтов, которые не знают о существовании гейдельбергских и йенских романтиков, приходят к тем же выводам. Классические образцы в искусстве больше не действуют, поэт должен ориентироваться на свою интуицию, свое впечатление, должен сосредоточиться на тонких переживаниях своей души. Поменяться должен и поэтический язык.  

Язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.

Язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.

Романтизм захватывает живопись, театр и музыку.

Величайший европейский композитор Бетховен создает образцовую романтическую музыку.

Романтическая личность:

  • бросает вывоз окружающей действительности;
  • находится в конфликте с обществом;
  • ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;
  • устремляется в будущее.

Романтический тип личности станет предметом художественного исследования в литературе. Об этом будем говорить в следующий раз, на примере мировоззренческой просветительской комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», в центре которой – романтическая личность.   

Домашнее задание

Эрнст Теодор Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Мультипликационный фильм, снятый по рисункам Михаила Шемякина, расскажет о судьбе Э.Т. Гофмана и его творчестве.

Музыкально-хореографическая феерия по мотивам сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Рассказывает Олег Табаков.

Доктор филологических наук Ольга Вайнштейн расскажет о йенских романтиках; о том, как искусство XVIII века повлияло на поэтов и художников ХХ века; о создании всеобщей энциклопедии всех наук; о плагиате.

Теоретический материал о романтизме вы найдете здесь

Подготовьтесь к следующему уроку, прочитав комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».