Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Зарождение русского классицизма. Ломоносов

Создание силлабо-тонического принципа стихосложения

Петр I преобразовал Русское царство в Российскую империю. Начался петербургский период истории государства. Это повлияло и на словесность. Если во времена Алексея Михайловича литература была ориентирована на европейскую традицию барокко, то при Петре I – на классицизм.

Русской поэзии предстояло выбрать, какой принцип стихосложения ей ближе.

Русский фольклор строился на тоническом стихосложении.

Тонический принцип:

  • количество ударений важно;
  • количество слогов не важно (см. рис. 1).

Рис. 1. Пример тонического стихосложения

Европейская культура предрасположена к силлабическому принципу:

  • количество слогов важно;
  • количество ударений не важно.

Русской поэзии эпохи классицизма предстояло выбрать близкий ей принцип стихосложения. Сначала поэты остановились на силлабике.

Большую роль сыграл сподвижник Петра I епископ Феофан Прокопович (см. рис. 2).

Рис. 2. Феофан Прокопович

Он был церковным, государственным и литературным деятелем, сам писал стихи и благоволил поэтам в том числе тем, кто писал антиклерикальные произведения. Например, выдающийся русский поэт, один из основателей литературно-поэтической традиции Антиох Кантемир (см. рис. 3).

Рис. 3. Антиох Кантемир

Сатиры Кантемира вошли в историю русской поэзии.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,

На которых смелые не запнутся ноги;

Антиох Кантемир

Ритм непривычен для русской литературы. Он выражается в одинаковом количестве слогов и цезуре, паузе посередине стихотворной строки. Поэты ощущали не полное совпадение русской речи со стихотворной формой.

Поэты решились на смелые эксперименты. Первым был Василий Тредиаковский (см. рис. 4). Он учился в Москве, в Киеве, в Париже и Сорбонне, многое перенял.

Рис. 4. Василий Тредиаковский

Василий Тредиаковский был придворным поэтом. В 1735 году он написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Впервые обосновал новый принцип для русской поэзии силлабо-тоническое стихосложение.

Силлабо-тоническое стихосложение – сочетание слогового и ударного принципа: одинаковое количество слогов и одинаковое количество ударений.

Для русской поэзии этот принцип оказался гениальным прозрением.

Тредиаковский был не только теоретиком, но и практиком. Он написал некоторые силлабо-тонические стихотворения.

Силлабо-тонический принцип на примере стихотворений Михаила Ломоносова и Василия Тредиаковского

Однако в историю русской поэзии как главный реформатор стиха вошел Михаил Ломоносов (см. рис. 5).

Рис. 5. Михаил Васильевич Ломоносов

Тот опыт, который относится к силлабо-тоническому стихосложению, Ломоносов применил в 1739 году, то есть позже, чем Тредиаковский, подошел к этому принципу. Дело в качестве стихов.

Стихи в силлабо-тоническом принципе Василия Тредиаковского:

Кто бы толь предивно руки
Без Тебя мне ополчил?
Кто бы пращу, а не луки
В брань направить научил?
Ей бы, меч извлек я тщетно,
Ни копьем сразил бы метно,
Буде б Ты мне не помог,
Перстов трепет ободряя,
Слабость мышцы укрепляя,
Сил Господь и правды Бог.

Василий Тредиаковский

Во-первых, это хорей.

Хорей – разновидность стихосложения, двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

  • Четырехстопный
  • Пятистопный
  • Шестистопный

Для русской оды более подходящим оказался трехсложный ямб, избранный Ломоносовым.

Ямб – разновидность стихосложения, двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

  • Четырехстопный.
  • Пятистопный.
  • Ударный слог может заменяться псевдоударным.

Несмотря на то что Тредиаковский ввел понятие стопы, создал первый образец силлабо-тонического сонета и других жанров, в историю русской поэзии как главный реформатор и создатель силлабо-тонической системы стихосложения вошел Михаил Ломоносов.

Ломоносов родом из рыбацкого поселка Холмогоры. Он переехал в Москву, учился, поехал в Петербург, затем посетил Марбургский и Фрайбургский университеты. Ломоносов был одарен в разных областях – в науке и искусстве. Он создавал светские мозаики, повторяя опыт церковных, но прославился своими стихами. Михаил Васильевич дал образец новой русской системы стихосложения, написав «Оду на взятие Хотина».

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, 
ключ молчит,
Которой завсегда журчит
И с шумом в низ с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.

Михаил Ломоносов

Прочитали симпатичные стихи Тредиаковского и грандиозные стихи Ломоносова. Теперь понимаем, почему Михаил Васильевич вошел в историю русской литературы.

Особенности художественного метода стихосложения Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов – классицист и рационалист. Он объяснил, как правило о трех штилях должно действовать.

Высокий штиль – используются церковно-славянские слова.

Средний штиль – смешаны русские корни с церковно-славянскими. 

Низкий штиль – просторечный, преобладают слова русского происхождения. 

Ломоносов одновременно воспроизводит традиции классицизма и отступает от них.

Михаил Васильевич славит государство и правителей, за то, что они способствуют науке. В одной из своих од он прославляет тишину и мир. Мир позволяет процветать науке. И государи для поэта важны в такой степени, в какой способствуют развитию знаний и искусства. Это отступление от законов классицизма. Ломоносов многое сделал для переноса в русскую традицию анакреонтической оды. В его одической поэзии иногда появляются лирические нотки. Пафос оды торжественный, восторженный, стиль оды высокий. А в анакреонтических одах Ломоносова иногда начинает звучать грусть:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

Михаил Ломоносов

Так Ломоносов подготавливает русскую литературу для прихода новой вехи. Он классицист и наследник петровской эпохи, но создает условия для поры просвещения. Просвещение – сквозная тема его творчества, пафос его стихов.

Домашнее задание

  1. Дополнительная информация о теории трех штилей.  
  2. Ознакомиться с полным текстом «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны…» М.В. Ломоносова.
  3. Ознакомиться с полным текстом «Оды на взятие Хотина» М.В. Ломоносова.
  4. Послушать произведения М.В. Ломоносова в актерском исполнении.
  5. Ознакомиться со статьей из «Детской энциклопедии» о классицизме в России.
  6. Урок «Классицизм. А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский в формировании новой русской поэзии».
  7. Урок «М.В. Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру…" – научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы».
  8. Урок «М.В. Ломоносов. Стихи, анализ произведений».
  9. Урок «Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова»
  10. Урок «М. В. Ломоносов "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Еслисаветы Петровны 1747 года"»