Классы
Предметы

Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

Данный урок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру». Здесь вы узнаете, что значит сравнить предмет, по каким признакам сравнивают предметы, научитесь находить у предметов общие черты и различия. А также узнаете, как сравнивать предметы по размеру и располагать их в порядке возрастания или убывания.

Тема: Начальное знакомство с математикой

Урок: Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру

1. Введение, сравнение предметов

На данном уроке мы будем сравнивать предметы и располагать их по размеру.

Сравнить предметы – это значит найти в них сходства и различия.

2. Задание 1: сравнение предметов

I. Отгадайте загадки:

1.      В южных странах он растет,

Этот всем известный плод.

Выбирать нужно умело.

Если желтый – значит, спелый.

За деньгами  лезь в карман,

Чтоб купить себе...

Правильный ответ: Банан (рис. 1).

2.      Растет на грядке и в теплице,

В салате очень пригодится.

Зеленый, длинненький бывает.

Кто догадался – молодец!

Растет на грядке...

Правильный ответ: Огурец (рис. 1).

Рис. 1

II. Что общего у банана и огурца?

Правильный ответ: форма, размер, они съедобны.

III. Чем они отличаются?

Правильный ответ: цветом (банан  желтый, огурец  зеленый), вкусом и запахом; банан  фрукт, а огурец  овощ.

Мы сравнили банан и огурец по форме, размеру, цвету, вкусу, назначению  это все признаки, по которым можно сравнивать предметы.

3. Задание 2: общие признаки группы, материал изготовления и назначение

1.      Рассмотрите картинки (рис. 24) и назовите общий признак группы.

 

Рис. 2

Правильный ответ: цвет (все предметы красного цвета).

 

Рис. 3

Правильный ответ: форма (все предметы круглой формы).

 

Рис. 4

Правильный ответ: материал изготовления (все они сделаны из дерева).

2.      Определите материал изготовления следующей группы предметов (рис. 5).

Рис. 5

Правильный ответ: стекло.

3.      Какой общий признак группы (рис. 6)?

Рис. 6

Правильный ответ: вкус (это сладости).

4.      Назовите общий признак следующей группы предметов (рис. 7).

Рис. 7

Правильный ответ: назначение (это школьные принадлежности).

5.      Рассмотрите предметы в таблице (рис. 8). По какому признаку расположены предметы в ряду?

Рис. 8

Правильный ответ: по назначению (первый ряд: яблоко, лимон, груша, апельсин  это фрукты; второй ряд: шорты, футболка, куртка, платье  это одежда; третий ряд: тарелка, чайник, кружка, кастрюля  это посуда).

По какому признаку расположены предметы в столбиках?

Правильный ответ: по цвету (в первом столбике  предметы красного цвета, во втором  желтого, в третьем  зеленого, в четвертом  оранжевого).

Определите предмет из таблицы по его признакам:

Желтый кислый фрукт.

Правильный ответ: лимон.

- Зеленая керамическая посуда.

Правильный ответ: кружка.

- Красная одежда из ткани.

Правильный ответ: шорты.

4. Задание 3: сравнение предметов

Поиграем в игру. Рассмотрите картинки и скажите, что изменилось (рис. 910).

Рис. 9

Правильный ответ:

1.      Размер;

2.      Цвет;

3.      Форма.

Усложним задание.

Рис. 10

Правильный ответ:

4.      Форма и размер;

5.      Форма, цвет и размер.

5. Задание 4: сравнение предметов

1.      Рассмотрите группу предметов (рис. 11), дайте общее название группы.

Рис. 11

Правильный ответ: игрушки.

2.      Сколько полок вы видите?

Правильный ответ: 3 полки.

3.      Сколько игрушек на первой полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на первой полке?

Правильный ответ: Это динозавры зеленого цвета, одинакового размера, сделанные из пластмассы. Отличаются они формой.

4.      Сколько игрушек на второй полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на второй полке?

Правильный ответ: Это мячи красного цвета с желтыми полосками, сделаны они из резины. Отличаются размером.

5.      Сколько игрушек на третьей полке?

Правильный ответ: 4 игрушки.

  Что общего и чем отличаются игрушки на третьей полке?

Правильный ответ: Это плюшевые медведи одинакового размера. Отличаются они цветом бантика.

6.      Что общего у всех игрушек на трех полках?

Правильный ответ: назначение и количество (всех игрушек по 4).

6. Задание 5: сравнение по количеству, по размеру

Сравните две пирамидки (рис. 12) по количеству деталей. У какой пирамидки деталей больше?

Рис. 12

Правильный ответ: У первой пирамидки  6 деталей, у второй  7 деталей. Значит, у второй пирамидки деталей больше.

Рассмотрите третью пирамидку (рис. 13). Все ли с ней в порядке?

Рис. 13

Правильный ответ: Нет, нарушен порядок положения колец.

Как нужно расположить кольца пирамидки?

Правильный ответ: по размеру, от большего к меньшему. Тогда первое  красное кольцо, второе – оранжевое, третье  желтое, четвертое  зеленое, пятое  голубое, шестое  синее, седьмое  фиолетовое (рис. 14).

Рис. 14

В каком порядке мы расположили детали пирамидки?

Правильный ответ: в порядке уменьшения.

7. Задание 6: порядок увеличения

1.      Рассмотрите картинки (рис. 15) и определите, на какой картинке матрешки стоят в порядке увеличения их размера (от меньшего к большему).

Рис. 15

Правильный ответ: на третьей.

2.      Перед нами животные из зоопарка (рис. 16). Назовите животных в порядке увеличения их размера.

Рис. 16

Правильный ответ: белка, обезьяна, тигр, слон.

Подберите для каждого животного подходящую по размеру клетку (рис. 17).

Рис. 17

Правильный ответ: Для слона  клетка 4, для тигра  клетка 1, для обезьяны  клетка 3, для белки  клетка 2.

8. Заключение

На данном уроке мы научились сравнивать предметы по форме, цвету, размеру, назначению и материалу изготовления, а также распределяли предметы по размеру в порядке увеличения и уменьшения.

 

Список литературы

1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика. 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.

3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М.: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Адалин (Источник).

2. «Открытый урок» (Источник).

 

Домашнее задание

1. Укажите, какие признаки изменяются.