Классы
Предметы

Измерение длины отрезка

На этом уроке мы познакомимся с новой мерой длины – сантиметр. Научимся измерять длину любого предмета в сантиметрах с помощью линейки. Будем решать разные практические задачи и научимся применять полученные знания на практике.

Рекомендуем родителям посмотреть урок «Измерение»

Конспект

В старину люди пользовались разными мерами длины. Измеряли длину большим пальцем, пядью (расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца), шагами, локтями (от фаланги среднего пальца до локтя). Человеку нужны были меры длины для того, чтобы мерить ткань для пошива одежды, строить ровную и удобную мебель, построить дом. Однако, такие измерения не были точны.

Для точных измерений были придуманы единые единицы измерения длины. Одна из них – это сантиметр. Сантиметр мы можем увидеть на линейке. Если рассмотреть линейку, то увидим, что на ней нанесены деления. Расстояние от одного большого деления до другого и есть сантиметр. (Рис. 1)

Рис. 1

Задание 1. Какую из этих пар отрезков легче сравнить?

Ответ: Мы видим, что из этих двух пар отрезков легче сравнить первую пару, так как начало отрезков находится на одном уровне. И значит, первый отрезок короче второго.

Вторую пару сравнить сложнее, потому что начало отрезков находится на разных уровнях.

Для того чтобы правильно измерить длину отрезка, нужно приложить линейку нолем к началу отрезка и посмотреть, на каком делении наш отрезок заканчивается. Получается, второй конец отрезка находится на делении 10. Значит, длина отрезка 10 сантиметров.

Рис. 2

В математике сокращенно записывают ответ так: длина отрезка 10 см.

Задание 2: Измерим длину карандаша на Рис. 3.

Рис. 3

Для этого приложим карандаш одним концом к началу линейки – к нолю, а также посмотрим, где карандаш заканчивается. Мы видим, что это цифра 4 (Рис. 4). Значит, длина карандаша – 4 см.

Рис. 4

Итак, на этом уроке мы рассмотрели отрезки.  Мы узнали, как измеряли отрезки в старину, и познакомились с  единой единицей измерения отрезков и первой единицей измерения – сантиметр.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

3. Фестиваль педагогических идей (Источник).

 

Домашнее задание

1. На рисунке изображены 3 линейки и отрезки. Определить длину каждого отрезка с помощью линейки.

 

2. Сравнить три отрезка между собой и посчитать разницу.

3. С помощью линейки измерить длину калькулятора, ручки, корректора, резинки, карандаша.

Сравнить их длину между собой.

4. Расположить указанные в условии предметы в порядке возрастания их длины.