Классы
Предметы

Введение понятия «масса»

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Введение понятия «масса»

На этом уроке мы познакомимся с понятием «масса». Мы узнаем про разные приборы, которые используются для ее измерения, и научимся определять массу с их помощью. Также мы научимся решать задачи на нахождение массы различных предметов. Знания, полученные на этом уроке, вы сможете применять в повседневной жизни.

Рекомендуем родителям посмотреть урок «Измерение» и «Связь числа и геометрии. Часть 1. Измерения в геометрии. Свойства фигур»

Задание № 1 на сравнение массы

Задание 1

Необходимо рассмотреть рисунки и сказать, какой из предметов в каждой паре легче или тяжелее.

1-я пара: слон и мышка;

2-я пара: огурец и тыква;

3-я пара: полное ведро и пустое ведро.

Ответ: слон тяжелее мышки;

огурец легче тыквы;

полное ведро тяжелее пустого ведра.

Если взять в руки лист бумаги или книгу, то можно сказать, что тонкий лист бумаги легче, а книга тяжелее.

Масса и приборы для ее измерения

Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса».

Не всегда легко определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, на глаз. Поэтому придумали специальный прибор для измерения массы. Этот прибор называется «весы».

В наше время весы бывают разными. Это могут быть электронные весы, которые используются в магазинах для взвешивания массы товара. Для этого вы кладете товар на весы, а в окошке высвечивается масса вашего товара.

Раньше чаще пользовались чашечными весами. Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывали на чаши весов. Если чаша с предметов опускалась ниже, значит, тот предмет был больше. Если чаша поднималась выше, значит, предмет по массе был меньше.

Задание №2 на сравнение массы с помощью весов

Задание 2:

Необходимо сравнить по массе разные предметы, изображенные на рисунке:

На чашечных весах на первой картинке – гусь и курица, на второй – пакет с крупой и пакет с мукой, на третьей – арбуз и тыква.

Рассмотрим внимательно чаши весов. Так как чаши весов не находятся на одном уровне, а гусь и чаша опустились ниже, значит, можно сказать, что масса гуся больше, чем масса курицы.

На второй картинке мы видим, что пакет с крупой находится на чаше выше, чем пакет с мукой. Значит, можно сделать вывод, что пакет с крупой меньше по массе, чем пакет с мукой.

На третей картинке видно, что чаши весов находятся на одном уровне. А значит, арбуз и тыква одинаковы по массе.

Эти наблюдения можно записать с помощью знаков: больше «>», меньше «<» или равно   «=».

Ответ: масса гуся больше, чем масса курицы;

пакет с крупой меньше по массе, чем пакет с мукой;

арбуз и тыква одинаковы по массе.

Единица измерения массы

Так как мы сделали сравнение массы предметов с помощью знаков больше «>», меньше «<» или равно «=», можно сделать вывод, что масса – это величина. В этом случае мы можем выполнять другие действия – сложение и вычитание – с этой величиной.

Чтобы измерения массы были точными, была выбрана единая единица измерения массы – килограмм. В математике килограмм сокращенно записывается как «кг».

Задача №1

Задача 1:

Масса гуся – 5 кг, масса курицы – 3 кг. На сколько масса курицы меньше массы гуся?

Решение: чтобы решить задачу, необходимо сравнить, какая масса больше, а какая меньше.

Чтобы сравнить два числа и узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, необходимо из большего числа вычесть меньшее. Значит, из 5 кг нужно вычесть 3 кг. Получится следующее решение:

Ответ: масса курицы меньше, чем масса гуся, на 2 кг.

Задача №2

Задача 2:

Купили 1 кг яблок и 2 кг мандаринов. Какова масса всей покупки?

Решение: Для того чтобы узнать массу всей покупки, необходимо выполнить сложение.

Ответ: масса всей покупки – 3 кг.

Подведение итогов

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «масса». Масса – это свойство, характеризующее тяжесть предмета. Также мы узнали, что для измерения массы есть единая единица – килограмм.

 

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. – М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. – М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. – М7: Русское слово, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Фестиваль педагогических наук (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования (Источник).

 

Домашнее задание

1. Чему равен вес мешочка муки?

2. Чему равен вес мешочка сахара?

3. Что тяжелее, яблоки или апельсин?

 

4. Кто тяжелее, если масса крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе пяти Чебурашек?

5. Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа?

6. Гусь, стоящий на одной ноге, весит 1 кг. Сколько он весит, когда стоит на двух ногах?

7. Щука весит больше, чем карась, а карась – больше, чем вьюн. Кто самый легкий?