Классы
Предметы

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

Данный урок посвящен теме «Сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 30,35 – 5». На этом уроке вы познакомитесь с тремя новыми приемами устных вычислений, которые пригодятся в дальнейшем. Мы рассмотрим представления чисел в форме модели, что позволит производить многие вычисления на сложение и вычитание устно.

Урок: Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

1. Формулировка целей урока

Начнем с приема, который научит вас прибавлять к числу круглому число однозначное. Вспомним, что любое число можно представить в виде модели. Модель числа 10 – это треугольник, который включает в себя 10 кругов (рис. 1). А сам круг – это модель числа 1.

Модель числа "10"

Рис. 1.

2. Как к круглому числу прибавить число однозначное 

Итак, нам нужно к круглому числу 30 прибавить однозначное число 5. Число 30 представим в виде модели (рис. 2). Число 30 – круглое, двузначное, в нем 3 десятка.

Модель числа "30"

Рис. 2.

Модель числа "5"

Рис. 3.

Значит, мы к 3 десяткам (рис. 2) прибавляем 5 единиц (рис. 3). Получаем число, у которого 3 десятка и 5 единиц, то есть число 35. Значит, 30 + 5 = 35.

3. Как из двухзначного числа вычесть число круглое  

А теперь узнаем, как из двухзначного числа вычесть число круглое. На модели показано число 35 (рис. 4). В нем 3 десятка и 5 единиц.

Модель числа "35"

Рис. 4.

Из числа 35 нам нужно вычесть круглое число 30. Посмотрим, как это нужно сделать. Нужно забрать из числа «35» 3 десятка (рис. 5). Остается 5 единиц. Значит, .

Забрать из числа «35» 3 десятка

Рис. 5.

4. Как из двухзначного числа вычесть однозначное число 

А теперь узнаем, как из двухзначного числа вычесть однозначное число. Вычислим . В числе «35» – 3 десятка и 5 единиц. Нужно из числа 35 забрать 5 единиц, как это видно на модели (рис. 6). Осталось ровно 3 десятка, а это число 30. Значит, .

 Из числа 35 забрали 5 единиц,

Рис. 6.

5. Решение примеров вместе с Незнайкой

Незнайка  

Рис. 7. Незнайка

Вместе с нами Незнайка тоже учился складывать и вычитать числа. Он выполнил задания. Нам нужно проверить, правильно ли он все решил. А если Незнайка допустил где-нибудь ошибку, то нам нужно обязательно ее исправить.

46 – 6 = 40. 46 – это 4 десятка и 6 единиц. Из 4 десятков и 6 единиц мы вычтем 6 единиц. Тогда у нас останется 4 десятка, а это число 40. Незнайка правильно справился с этим заданием!

72 – 70 = 10. 72 – это 7 десятков и 2 единицы, число 70 – это 7 десятков. Если из 7 десятков и 2 единиц вычесть 7 десятков, то останется 2 единицы. Значит, 72 – 70 = 2. Незнайка ошибся!

20 + 4 = 26. 20 – это 2 десятка. Если к 2 десяткам прибавить 4 единицы, то должно получиться число, у которого 2 десятка и 4 единицы, то есть число 24. Значит, 20 + 4 = 24. Незнайка опять ошибся!

Незнайка должен внимательнее слушать объяснения учителя на уроке!

6. Итоги урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с тремя новыми приёмами вычисления и научились ими пользоваться.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Компьютерные тесты для учащихся начальных классов (Источник).

2. Письменное сложение и вычитание двухзначных чисел без перехода через десяток (Источник).

3. Nsportal.ru (Источник).

 

Сделай дома

1. Представьте числа в виде модели:
а) 18                б) 25                г) 33

2. Посчитайте:
а) 18 - 8          б) 20 + 7         г) 44 - 40

 3. Решите цепочку:

 Решите цепочку

 Рис. 8.