Классы
Предметы

Письменные приемы вычисления вида 40 – 8, 32 + 8

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Письменные приемы вычисления вида 40 – 8, 32 + 8

Тема данного видеоурока: «Письменные приемы вычисления вида 40-8, 32+8». На этом занятии будут рассмотрены письменные приемы вычисления. Вы сможете усовершенствовать умение выполнять вычисления в столбик. Также в конце урока вы повторите, как производить вычисления с переходом через десяток.

Урок: Письменные приемы вычисления вида 40-8, 32+8

1. Решение выражения 32+8 с помощью модели чисел

На данном уроке мы будем совершенствовать умения выполнять вычисления в столбик.

Давайте найдем значение выражения 32+8 устно, используя модели чисел (рис. 1.). В числе 32: 3 десятка и 2 единицы.

Рис. 1.

Если к 8 единицам добавить 2 единицы (рис. 2.), получится 10. 10 единиц можно заменить моделью десятка (рис. 3.). Когда мы к 32 прибавили 8, мы получили 4 десятка, то есть число 40.

Рис. 2.

Рис. 3.

32+8=40

2. Решение выражения 40-8 с помощью модели чисел

Теперь попробуем вычесть из числа 40 8 единиц: 40-8. Сделаем это с помощью моделей чисел. Число 40 представим в виде модели как 4 десятка (рис. 4.).

Рис. 4.

Если из двузначного числа (например, 12) вычитают однозначное (например, 9) так, что значение разности будет находиться в первом десятке, то такие вычисления называют вычитание с переходом через десяток.

Вычитание с переходом через десяток имеет свои особенности. Для того чтобы удобнее было выполнить вычитание 12-9, 9 необходимо представить в виде суммы двух слагаемых (рис. 5.). Одно из этих слагаемых должно уменьшить число 12 до 10. 9=2+7.

Вычтем сначала из 12 число 2: 12-2=10

А теперь из 10 вычтем 7: 10-7=3

Рис. 5.

12-9=3

Ответ:3

Для того чтобы вычесть 8 единиц, представим один десяток как отдельные единицы (рис.6). Из 10 единиц удобно вычесть 8. Останется 2 единицы (рис.7).

Рис. 6. Представление десятка как 10 отдельных единиц

Рис. 7. Из 10 единиц вычитаем 8 единиц

Определим результат. Осталось число, состоящее из 3 десятков и 2 единиц, это число 32.

40-8=32

Давайте выполним эти вычисления в столбик. Вспомните, как записываются числа при письменных вычислениях. При письменных вычислениях одно число записывается под другим, и вычисления начинаются с наименьшего разряда.

3. Задание 1: решение выражений 32+8 и 40-8 в столбик

2+8=10, под единицами пишем 0, так как в числе 10 нет единиц, а 1 десяток мы отдаем десяткам. 3+1=4, под десятками запишем 4. Тогда значение суммы первого выражения - 40.

Уменьшаемое 40 - круглое число (заканчивается на 0), из 0 вычесть 8 мы не можем. Мы занимаем один десяток для единиц, 1 десяток - 10 единиц, 10-8=2. В числе 40 было 4 десятка, один мы заняли, значит, их остается 3. Значение разности второго выражения - 32.

Давайте научим Незнайку вычитать из круглого числа однозначное и делать проверку сложением.

4. Задание 2: вычитание в столбик из круглого числа однозначного и проверка сложением

Вычислите значение разности 60-4.

Решение

Из 0 единиц вычесть 4 нельзя, поэтому мы занимаем у десятков 1 десяток. 1 десяток - это 10 единиц. 10-4=6, цифру 6 записываем в разряде единиц. Из 6 десятков мы занимали 1 десяток, 6-1=5, записываем цифру 5 в разряд десятков. Значение разности данного выражения 56.

Теперь выполним проверку наших вычислений. Для этого к разности (56) прибавим вычитаемое (4).

6 единиц и 4 единицы - это 10 единиц. Под единицами записываем 0, 1 десяток отдаем десяткам. К 5 десяткам добавить 1 - 6 десятков. Значение сумм данного выражения - 60.

5. Заключение

На данном уроке мы освоили новый прием вычисления и научились вычитать из круглых чисел однозначные в столбик.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

2. Социальная сеть работников образования nsportal (Источник).

 

Сделай дома

Решить примеры в столбик:

70-7=

50-6=

30-4=

В классе 20 учеников занимаются в кружке рисования. А в кружке пения - на 7 учеников меньше. Сколько учеников занимается в кружке пения?