Классы
Предметы

Построение прямоугольника

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Построение прямоугольника

На данном уроке будет рассмотрена тема «Построение прямоугольника». Вначале вспомним, какая фигура называется прямоугольником. Научимся определять их среди других геометрических фигур, относящихся к четырехугольникам. Затем попробуем построить прямоугольник на листе бумаги.

Какая фигура называется прямоугольником?

Сначала вспомним, какая фигура называется прямоугольником (Рис. 1).

Определение прямоугольника

Рис. 1. Определение прямоугольника

Посмотрите на изображенные фигуры (Рис. 2).

Фигуры

Рис. 2. Фигуры

Нам нужно определить, есть ли среди них прямоугольник.

Для этого нам понадобится угольник. Найдем прямой угол у угольника и приложим его к каждому из углов наших фигур. Приложив угольник ко всем углам первой фигуры, мы видим, что он совпал со всеми углами. Это значит, что фигура под номером 1 – это прямоугольник.

Прикладываем прямой угол угольника к фигуре № 2 и видим, что угол не совпадает с прямым углом. Это значит, что фигура № 2 не прямоугольник.

Прикладываем прямой угол угольника к фигуре № 3. Первый угол прямой. Второй угол фигуры прямой. Третий угол фигуры тоже прямой. И четвертый угол тоже прямой. Третья фигура является прямоугольником.

Фигура № 4. Прикладываем прямой угол угольника, и он совпадает с углом фигуры. Прикладываем его ко второму углу фигуры, и он тоже совпадает. Прикладываем прямой угол угольника к третьему углу. Третий угол тоже совпадает. Четвертый угол тоже совпадает. Это значит, что фигура № 4 является прямоугольником.

Фигура № 5. Прикладываем прямой угол угольника к первому углу. Этот угол не совпадает с прямым углом угольника. Это значит, что фигура № 5 не является прямоугольником.

У нас получается, что прямоугольники – фигуры под номерами 1, 3, 4 (Рис. 4).

Прямоугольники

Рис. 3. Прямоугольники

Мы установили, что прямые углы есть у фигур 1, 3 и 4.

Угольник

Угольник – это чертежный инструмент для построения углов. Угольники изготовляют из металла, пластмассы или дерева (Рис. 3).

Угольник

Рис. 4. Угольник

Прямоугольник и квадрат

У фигур 1 и 3 равны стороны, которые лежат напротив друг друга. А у фигуры № 4 равны все стороны. Такие фигуры имеют специальное название.

Четырехугольник, у которого стороны попарно равны, называется прямоугольник.

Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом.

Построение прямоугольника

Давайте построим прямоугольник с помощью угольника и линейки.

Для этого сначала поставим на плоскости точку. Затем найдем угол на угольнике и приложим его так, чтобы точка была вершиной угла (Рис. 5).

Точка – вершина угла

Рис. 5. Точка – вершина угла

Теперь обводим стороны угла (Рис. 6).

Стороны угла

Рис. 6. Стороны угла

То же самое мы делаем со вторым углом прямоугольника (Рис. 7).

Стороны двух углов

Рис. 7. Стороны двух углов

Теперь мы возьмем линейку и с ее помощью отмерим отрезки данной длины. С помощью той же линейки мы начертим четвертую сторону (Рис. 8).

Чертеж сторон фигуры

Рис. 8. Чертеж сторон фигуры

У нас получилась геометрическая фигура. Давайте ее назовем. Назовем каждую вершину нашего прямоугольника (Рис. 9).

Обозначение вершин прямоугольника

Рис. 9. Обозначение вершин прямоугольника

Мы построили с помощью линейки и угольника прямоугольник АВСD.

Итоги урока

На уроке мы узнали, как отличить прямоугольник от других четырехугольников. Так же мы узнали, как построить прямоугольник на листе бумаге, используя угольник и линейку.

 

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. – М.: Дрофа – 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. – М.: Астрель – 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. – М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Proshkolu.ru (Источник).
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник). 
  3. Illagodigardarivista.com (Источник). 

 

Домашнее задание

  • Выберите из предложенных фигур прямоугольники (Рис. 10):

Рис. 10. Рисунок к заданию

  • Докажите, что изображенная на рисунке 11 фигура – прямоугольник.

Рис. 11. Рисунок к заданию

  • Самостоятельно постройте прямоугольник со сторонами 5 см и 8 см при помощи угольника и линейки.