Классы
Предметы

Решение текстовых задач

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Решение текстовых задач

На этом уроке вы изучите тему «Решение текстовых задач». Вначале вы повторите, из каких частей состоит любая задача. Затем обсудите решение текстовых задач, используя схемы. Вы научитесь определять, где в задаче условие, а где вопрос; рассмотрите схематический вид условия задачи.

Урок: Решение текстовых задач

1. Задача и ее части

Сначала вспомним, из каких частей состоит задача.

В задаче выделяют:

1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ

Нам нужно научиться внимательно читать задачу, чтобы понять, о чем в ней говорится.

 

Задача или не задача 1?

Давайте попытаемся, определить задача или не задача. (Рис. 1.)

Рис. 1.

Мы знаем, что в задаче должно быть обязательно условие и вопрос.

Перед нами только вопрос, поэтому это не задача.

2. Решение задач – пример №1

Давайте посмотрим на следующую задачу.

Задача

На ветке сидели 9 птиц. К ним прилетели еще 3 птицы. Сколько птиц стало на ветке?

Давайте выясним, где условие задачи. Условие – это то, о чем говорится в задаче.

« На ветке сидели 9 птиц. К ним прилетели еще 3 птицы.» - это условие задачи.

« Сколько птиц стало на ветке?» - это вопрос задачи.

Для того, чтобы было легче решать задачу, проиллюстрируем ее условие. (Рис. 2.)

Рис. 2.

Посмотрите внимательно. Отрезок изображает всех птиц. Первая часть отрезка – это птицы, которые сидели на ветке, а вторая, меньшая часть отрезка, - те птицы, которые прилетели к ним. Внизу вопрос задачи: «Сколько птиц стало на ветке?».

Из схемы видно, что у нас неизвестно целое. Целое состоит из двух частей. Для того, чтобы найти целое, нужно сложить обе части.

9 + 3 = 12 (птиц)

Ответ: 12 птиц.

 

Задача или не задача 2?

Давайте попытаемся определить, что перед нами: задача или не задача? (Рис. 3.)


Рис. 3.

Мы знаем, что в любой задаче должно быть условие и вопрос. Условие есть, а вопроса нет. Поэтому это не задача.

3. Решение задач – пример №2

Давайте решим вторую задачу.

« На ветке сидели 11 птиц. 4 птицы испугались кота и улетели. Сколько птиц осталось?»

Представим наше условие в виде схемы. (Рис. 4.)


Рис. 4.

Из условие мы знаем, что всего у нас было 11 птиц. Мы показали это отрезком. 4 птицы улетели. Из схемы мы видим, что целое у нас известно. Одна часть тоже. Неизвестна лишь вторая часть. Для того, чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.

11 – 4 = 7 (птиц)

Ответ: 7 птиц.

 

Задача или не задача 3?

Попытаемся определить, что перед нами: задача или не задача? (Рис. 5.)


Рис. 5.

Мы знаем, что в задаче выделяют условие и вопрос.

« Ване 4 года, а его брат Саша старше» - это условие.

« Сколько лет Саше?» - это вопрос.

Но можно ли ответить на этот вопрос? Конечно же нет, потому что нам не хватает данных. Это не задача, но можно же сделать задачу. Можно дополнить данные.

«Ване 4 года, а его брат Саша на 3 года старше. Сколько лет Саше?»

Вот эту задачу мы можем решить.

Решим еще одну задачу, но в этой задаче не хватает данных. (Рис. 6.)


Рис. 6

Посмотрите внимательно на схему, составленную к условию этой задачи. Она нам поможет дополнить задачу данными. Мы видим, что целое в это задаче неизвестно. Значит, сколько птиц сидело на ветке мы не знаем. Зато мы видим, что испугались кота и улетели 5 птиц, а 8 птиц остались на ветке. (Рис. 7.)


(Рис. 7.)

Если неизвестно целое, то мы можем получить его из двух частей. Мы сложим две части.

5 + 8 = 13 (птиц)

Ответ: 13 птиц.

4. Итоги урока

На данном уроке мы увидели, как схемы могут помочь в решении задачи. Чертите правильно схемы каждой задачи, так их будет решать гораздо проще.

 

Список рекомендованной литературы

1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа – 2004.

2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель – 2006.

3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение – 2012.

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Математика в школе… (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей (Источник).

3. Математика в школе… (Источник).

 

Сделай дома

1. Найдите результаты выражений:

а) 23 + 7 – 5    б) 31 – 9    в) 18 + 5 - 7

2. Решите задачу:

« У Кати было 12 конфет. Она съела 7. Сколько конфет у нее осталось?»

3. Решите задачу:

«У Коли было 15 яблок. Он отдал 3 Ане и еще 5 Маше. Сколько яблок осталось у Коли?»