Классы
Предметы

Составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого

На данном уроке мы познакомимся с составными задачами на нахождение неизвестного слагаемого. Вспомним правило на нахождение неизвестного слагаемого и научимся решать составные задачи, используя его

1. Теория

Чтобы подготовиться к решению данных задач, давайте вспомним, как найти неизвестное слагаемое (Рис. 1).

Рис. 1. Как найти неизвестное слагаемое

2. Решение задачи 1

Задача 1

Условие.

У Вани было 100 рублей. Он купил 2 мороженых, по 30 рублей каждое, и пирожные. Сколько стоили пирожные? Решение. Давайте определим, где то неизвестное слагаемое, которое нам необходимо найти.

Рис. 2. Схема задачи 1

Вся Ванина покупка стоит 100 рублей.

Эта сумма складывается из двух частей: из денег, которые Ваня заплатил за мороженое, и из денег, которые Ваня потратил на пирожные. Второе слагаемое нам нужно найти. По правилам нахождения неизвестного слагаемого мы из суммы должны вычесть известное слагаемое. Первое слагаемое нам тоже неизвестно.

Для того чтобы его найти, нужно выполнить действие. Выясним, сколько стоило мороженое. Два мороженых, каждое из которых стоит 30 рублей, значит 30 повторяем два раза, то есть 30 умножаем на 2.

И узнаем, что за мороженое Ваня заплатил 60 рублей. 30 * 2 = 60 (р.)

Сколько стоили пирожные?

Мы из 100 рублей вычитаем стоимость мороженого, 60 рублей.

Значит, за пирожные Ваня заплатил 40 рублей.

100 – 60 = 40 (р.)

Ответ: 40 рублей.

3. Решение задачи 2

Для решения таких задач важно правильно определить, какую неизвестную часть, то есть какое неизвестное слагаемое, нужно найти.

Задача 2

Условие.

На кондитерской фабрике за один час изготовили 120 штук пастилы.

Ее разложили в 10 больших коробок, по 9 штук в каждую, и в маленькие коробки. Сколько штук пастилы в маленьких коробках?

Решение. Давайте определим, какое неизвестное слагаемое мы будем находить.

Рис. 3. Схема задачи 2

Вся пастила (сумма) – это 120 штук пастилы.

Части (слагаемые) – это количество пастилы в больших коробках и маленьких.

Значит, то неизвестное слагаемое, которое мы будем находить, – это количество пастилы в маленьких коробках.

Для того чтобы узнать, сколько пастилы в маленьких коробках, мы должны из общего количества пастилы вычесть количество пастилы, которое находится в больших коробках.

Но количество пастилы в больших коробках нам неизвестно.

Узнаем, сколько пастилы в больших коробках. Коробок было 10, и в каждой коробке находится по 9 штук пастилы.

9 повторим десять раз, то есть умножим на 10, и узнаем, что 90 штук пастилы лежит в больших коробках. 9 * 10 = 90 (шт.) Чтобы узнать неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Из суммы 120 вычтем известное слагаемое 90 и узнаем, что в маленьких коробках находится 30 штук пастилы. 120 – 90 = 30 (шт.)

Ответ: 30 штук

Давайте проверим, насколько правильно вы поняли принцип решения задач.

В математике важно уметь действовать по алгоритму. Будут озвучены шаги алгоритма, а вы должны решить самостоятельно эту задачу по действиям.

4. Решение задачи 3

Задача 3

Условие.

Рис. 4. Задача 3

Сначала нужно узнать, сколько елочек посадили ребята, а потом вычислить, сколько всего липок растет в школьном саду.

Проверьте свое решение.

Решение.

Первым действием нужно найти количество елочек, которое посадили ребята.

Для этого нужно было 4 елочки повторить 6 раз, потому что 4 елочки были посажены в 6 рядов.

Значит, ребята посадили 24 елочки. 4 * 6 = 24 (ел.)

Вторым действием нужно из общего количества деревьев вычесть количество елочек, и вы узнаете, сколько липок растет в школьном саду.

39 – 24 = 15 (л.)

Ответ: 15 липок.

Сегодня на уроке вы решали задачи на нахождение неизвестного слагаемого и учились действовать по алгоритму. Алгоритм – этот порядок действий, который нужно выполнить, чтобы получить результат.

5. Выводы

На данном уроке мы вспомнили теорию нахождения неизвестного слагаемого, а также ознакомились с составными задачами на нахождение его. Были решены различные задачи для закрепления этой темы.

На следующем уроке ученики познакомятся с составными задачами на деление суммы на число и числа на сумму.

 

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. – М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Mat-zadachi.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Как найти неизвестное слагаемое?

Решите задачу.

В саду 35 кустов красной и чёрной смородины. Чёрной смородины – 4 куста по 5 рядов. Сколько кустов красной смородины в саду?

Решите задачу.

Турист прошел 32 км. Первые 3 дня он шел по 5 км в день. Сколько км турист прошел за вторые три дня?

*Придумайте собственное условие составной задачи на нахождение неизвестного слагаемого.