Классы
Предметы

Задачи на кратное сравнение

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Задачи на кратное сравнение

На данном уроке будут рассмотрены задачи, в которых нужно выяснить, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Такие задачи называются задачами на кратное сравнение.

1. Решение задачи 1

Вы уже умеете сравнивать числа и знаете, с помощью какого математического действия нужно отвечать на вопрос: на сколько одно число больше или меньше другого. И умеете решать задачи, которые содержат такой вопрос. Давайте в этом убедимся.

Задача 1

Условие.

На первой полке стоит 12 книг, а на второй – 6 книг. На сколько больше книг на первой полке, чем на второй? Рис. 1.

Полка с книгами

Рис. 1. Полка с книгами (Источник)

Решение.

Нам нужно сравнить два числа. Чтобы сравнить два числа, нужно из большего вычесть меньшее число.

Вычитаем из большего (на первой полке 12 книг) меньшее число (на второй полке 6 книг) и узнаем, что на первой полке на 6 книг больше, чем на второй.

В задаче спрашивается: на сколько книг больше, потому мы отвечаем: на 6 книг.

Ответ: на 6 книг.

2. Решение задачи 2

Давайте решим новую задачу и сравним ее с задачей 1, а значит, узнаем, чем задачи похожи и чем различаются.

Задача 2

Условие.

На первой полке стояло 12 книг, а на второй полке – 6 книг. Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй? Рис. 2.

Книги

Рис. 2. Книги (Источник)

Обе эти задачи простые. Они содержат всего один вопрос, значит, мы можем ответить на него с помощью одного действия. Обе задачи про книги, которые стояли на полках. Но если в задаче 1 спрашивается, на сколько книг больше, то в задаче 2 вопрос совсем другой: во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй. А значит, решать задачу 2, мы не можем так же, как задачу 1. В задаче 2 тоже сравниваются два числа, но для того, чтобы ответить на вопрос, во сколько раз одно число больше или во сколько раз одно число меньше другого, нужно выполнить другое действие. Это действие – деление.

Решение.

12 : 6 = 2 (раза)

Мы сравниваем два числа и узнаем, что на первой полке книг в 2 раза больше, чем на второй полке.

Нас спросили: во сколько раз, и мы должны ответить: в 2 раза.

Ответ: в 2 раза.

3. Правило решения задач на кратное сравнение

Такие задачи называются задачами на кратное сравнение.

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз число больше или меньше другого, нужно выполнить деление.

4. Решение задачи 3

Задача 3

Условие.

Кот Леопольд и мыши ловили рыбу. Леопольд поймал 10 рыб, а мыши – 2 рыбы. Во сколько раз меньше рыб поймали мыши?

Кот Леопольд и мыши

Рис. 3. Кот Леопольд и мыши (Источник)

Решение.

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз меньше, мы должны большее число разделить на меньшее.

10 : 2 = 5 (раз)

Мы делим количество пойманной рыбы котом Леопольдом – 10 – на количество пойманной рыбы мышами – 2 – и узнаем, что мыши поймали в 5 раз меньше рыбы, чем кот Леопольд.

Нас спрашивают: во сколько раз меньше, мы отвечаем: в 5 раз.

Ответ: в 5 раз меньше.

5. Решение задачи 4

Давайте решим следующую задачу и подумаем, какие слова нам помогут выбрать правильное действие для ее решения.

Задача 4

Условие.

Красной Шапочке 10 лет, а ее бабушке – 60 лет. Во сколько раз бабушка старше Красной Шапочки?

Красная Шапочка

Рис. 4. Красная Шапочка (Источник)

Решение.

Нам нужно сравнить два числа с помощью деления.

Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз старше, нам нужно большее число 60 разделить на меньшее число 10.

60 : 10 = 6 (раз)

Вы помните приемы уменьшения числа круглого в 10 раз, воспользуйтесь им и узнаете, что бабушка в 6 раз старше Красной Шапочки.

Нас спрашивали: во сколько раз, мы отвечаем: в 6 раз.

Ответ: в 6 раз старше.

6. Выводы

Сегодня мы познакомились с задачами на кратное сравнение и узнали, как их решать, а на следующем уроке мы продолжим работу над задачами.

 

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. – М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Lib.exdat.com (Источник).
  3. School-int23.ucoz.org (Источник).

 

Домашнее задание

Какие задачи называются задачами на краткое сравнение?

Решите задачу.

В первой вазе было 5 конфет, а во второй – 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?

Решите задачу.

В первой вазе было 5 конфет, а во второй – 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой?

Сравните эти две задачи и расскажите, чем они похожи и чем различаются.