Классы
Предметы

Особые случаи умножения. Умножение на круглое число

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Особые случаи умножения. Умножение на круглое число

На данном уроке рассмотрена тема: «Особые случаи умножения. Умножение на круглое число». На этом уроке мы узнаем, как умножить число на 10. Для этого мы решим задачи и потренируемся в умножении чисел на 10.

1. Решение задачи – задача 1

Прочитайте условие следующей задачи (Рис. 1):

Рис. 1. Задача 1

1 десяток – это 10. Поэтому, чтобы узнать, сколько всего яиц купила бабушка, нам нужно 10 умножить на 2. Это значит, что по 10 нам нужно взять 2 раза.

10 ∙ 2 = 20

Мы уже знакомы с переместительным свойством умножения. Поэтому мы знаем, что от перестановки множителей произведение не меняется. Поэтому это же равенство можно записать по-другому.

2 ∙ 10 = 20

Как мы 2 умножили на 10?

Мы к числу 2 справа приписали 0.

2. Решение задачи – задача 2

Давайте продолжим наше наблюдение о том, как число умножить на 10. Для этого давайте решим еще одну задачу. (Рис. 2).

Рис. 2. Задача 2

Количество игрушек в каждой коробке – 3, поэтому в каждой группе на схеме по 3 круга. Таких групп у нас 10. (Рис. 3).

Рис. 3. Схема к задаче 2

Для того чтобы выяснить, сколько всего купили игрушек для украшения елки, нам нужно 3 повторить 10 раз. Давайте запишем это в виде выражения. 3 повторить 10 раз, то есть умножить на 10. Для решения задачи вспомните, как мы в предыдущей задаче 2 умножили на 10. Для этого к числу мы приписали справа 0.

3 ∙ 10 = 30

Ответ: для украшения елки купили 30 игрушек.

3. Правило умножения на 10

Для того чтобы любое число умножить на 10, нужно справа от числа приписать 0.

4. Задача 3

Давайте потренируемся в умножении чисел на 10. Для этого решим еще одну задачу.

Прочитайте внимательно условие задачи. (Рис. 4).

Рис. 4. Задача 3

Давайте сделаем краткую запись.

Было – 10 банок по 5 литров

Выпили – 5 литров

Осталось – ?

А что неизвестно еще?

Еще нам неизвестно, сколько литров сока заготовила мама на зиму.

Мы знаем, что она заготовила 10 банок по 5 литров, а сколько литров заготовила мама, нужно выяснить. Теперь давайте выясним, какой вопрос главный в это задаче. Что спрашивается, сколько литров заготовила мама или сколько литров осталось?

Главный вопрос: сколько литров сока осталось на зиму?

Начинаем решение с вопроса:

Сколько литров сока заготовила мама?

То есть нам нужно узнать, сколько всего литров заготовила мама.

В каждой банке было по 5 литров сока и таких банок было 10. Значит, чтобы узнать, сколько всего литров заготовили, нужно 5 умножить на 10.

5 ∙ 10 = …

Вспомните правило умножения на 10. Для того чтобы умножить число на 10, нужно к числу приписать справа 0.

5 ∙ 10 = 50 (л)

Теперь давайте ответим на главный вопрос задачи:

Сколько литров сока осталось на зиму?

Если 5 литров сока выпили, значит, из общего числа литров нужно вычесть 5.

50 – 5 = 45 (л)

Ответ: 45 литров сока осталось.

5. Итоги урока

На этом уроке мы познакомились с приемом умножения числа на 10.

 

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. – М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsc.1september.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Kaknauchit.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Дополните равенства пропущенными числами:

а) 4 ∙ * = 40    б) * ∙ 10 = 60  в) 3 ∙ 10 = *

Решите выражения:

а) 10 : 2           б) 50 : 10        в) 21 : 3

Сравните выражения:

а) 2 ∙ 5 и 10 ∙ 1           б) 4 ∙ 10 и 8 ∙ 5           в) 2 ∙ 10 и 40 : 2