Классы
Предметы

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел

На этом уроке мы повторим, как записываются и читаются трёхзначные числа. Также в трёхзначных числах рассмотрим разрядный состав. Сформулируем правило сложения и вычитания трёхзначных чисел. Пользуясь правилом, решим много примеров и развивающих заданий. На этом уроке вы действительно научитесь складывать и вычитать на основе десятичного состава трёхзначных чисел именно эти трёхзначные числа.

Сложение и вычитание на основе десятичного состава трёхзначных чисел

На доске записаны слова (рис. 1). Используя эти слова, составьте всевозможные трёхзначные числа и запишите их. Укажите на одном числе, сколько в нём сотен, десятков и единиц. Напишите суммы этого числа. К каждому примеру на сложение напишите по два примера на вычитание.

Рис. 1. Слова (Источник)

Решение: 1. Могут получиться такие числа:

200 – двести;                                                500 – пятьсот;

201 – двести один;                                       501 – пятьсот один;

207 – двести семь;                                       507 – пятьсот семь;  

230 – двести тридцать;                                530 – пятьсот тридцать;

231 – двести тридцать один;                      531 – пятьсот тридцать один;

237 – двести тридцать семь;                       537 – пятьсот тридцать семь;

290 – двести девяносто;                              590 – пятьсот девяносто;

291 – двести девяносто один;                    591 – пятьсот девяносто один;

297 – двести девяносто семь;                     597 – пятьсот девяносто семь.

2. Если взять число 231 и указать, сколько в нём сотен, десятков и единиц, то получим:

3. Данное трёхзначное число можно заменить суммой разрядных слагаемых:

4. Это число можно получить разными способами:

5. Запишем к каждому примеру на сложение по два примера на вычитание:

                          

                                                               

                            

                                                                

                          

                                                                 

Правило

При сложении трёхзначных чисел необходимо соблюдать правило:

1.      Сотни складывать с сотнями;

2.      Десятки с десятками;

3.      Единицы с единицами.

Аналогично рассуждаем и при вычитании.

Задание №1

Найдите значения данных выражений.

 

Решение: 1. В первом примере необходимо прибавить четыре единицы. Соблюдая правило, единицы складываем с единицами:

.

2. Во втором примере нужно добавить сорок – четыре десятка. Десятки складываем с десятками:

.

3. В третьем примере складывать надо будет сотни,

потому что

4. Дальше надо вычесть от числа 2 единицы. Единицы отнимаем от единиц:

.

5. В пятом примере надо вычесть 20. От десятков будем отнимать десятки:

.

6. В последнем примере надо отнять двести. Сотни вычитаем от сотен:

.

Задание № 2

Найдите значения выражений.

 

Решение: 1. В первом примере сумма разрядных слагаемых:

.

2. В следующем примере поступим так:

.

3. В третьем примере от сотен отнимем сотни:

4. В следующем примере к десяткам прибавляем десятки:

.

5. Пятый пример интересен тем, что к числу, у которого есть сотни и единицы, но нет десятков, мы прибавим только десятки:

.

6. Вычтем от числа тридцать, т. е. 3 десятка:

.

Задание № 3

Сравни выражения и поставь нужный знак (рис. 2).

Рис. 2. Математические знаки (Источник)

Решение: 1. Для того чтобы поставить знак в первом выражении, не обязательно выполнять вычисления потому, что уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые разные. Чем больше отняли, тем меньше останется:

.

2. Посмотрим на второе выражение. В нём необходимо находить значение выражений:

3) В последнем выражении нет необходимости считать, ведь к разным трёхзначным числам добавляют одинаковые слагаемые:

.

                                  

Список литературы

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: ил. – (Школа России). 
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика, 3 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. – М.: Ювента.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Mathematics-tests.com (Источник).
  2. Edu.murmansk.ru (Источник).
  3. Ext.spb.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012., стр. 49 № 1–5.
  2. Расскажи правило сложения и вычитания трёхзначных чисел.
  3. Реши примеры.
              
  4. *Сравни выражения. Объясни почему.
    а)  и     
    б)  и         
    в)  и