Классы
Предметы

Умножение на однозначное число

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Умножение на однозначное число

На этом уроке вы сможете научиться умножать трёхзначные и двузначные числа в столбик. Вначале мы вспомним, какими приёмами пользуются, чтобы умножить устно трёхзначные числа. При умножении в столбик разработаем алгоритм, по которому сможем дальше решать примеры, делать вычисления в задачах и разных заданиях. После этого урока вы сможете применять полученные навыки на практике в реальной жизни.

Вступление

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час.

 

Умножения таблица,

Всем нам в жизни пригодится.

И недаром названа

Умножением она!

А. Усачёв

Алгоритм умножения в столбик

Найдите значение выражений.

1.                     2.

Решение: 1. Разложим число 34 на сумму разрядных слагаемых. Перемножим каждое слагаемое на число 2. Полученные произведения сложим:

2. Первый множитель заменяем суммой разрядных слагаемых и поступаем аналогично первому примеру:

3. Каждый раз выполнять так умножение неудобно, а иногда и трудно. В таких случаях пользуются письменным приёмом, а именно умножением в столбик. Поэтому решим второй пример столбиком. Сначала записываем первый множитель, а под ним второй. Обязательно необходимо соответствующие разряды писать друг под другом. Так двойку мы запишем под четвёркой в разряде единицы. Потом последовательно умножаем каждое число в первом множителе на второй множитель, начиная с единиц и продвигаясь к десяткам и сотням. Ответ записываем под чертой.

Выполнять умножения столбиком следует в порядке, изображённом на схеме 1.

 

Схема 1. Порядок умножения в столбик

Задание № 1

Решите примеры, выполняя вычисления столбиком.

1.                  3.

2.                  4.

Решение: 1. При умножении единиц в первом примере получим число больше девяти. В таком случае значение единиц записывается под чертой, а значение десятков добавляется к десяткам после того, как выполнено умножение.

2. Действуем по алгоритму.

3. Записываем правильно числа и последовательно умножаем.

4. Решим последний пример, используя алгоритм

Задание № 2

Узнайте, что больше и на сколько: произведение чисел 151 и 6 или произведение чисел 161 и 5.

Решение: 1. Вначале найдём произведение первой пары чисел:

2. Вычислим произведение второй пары чисел:

3. Узнаем, на сколько больше первое число, чем второе.

Задание № 3

Найдите ошибки и запишите правильные ответы (табл. 1).

Таблица 1. Задание № 3

Решение: 1. Чтобы узнать, где ошибка, необходимо решить примеры (табл. 2).

Таблица 2. Задание № 3

Задание № 4

Найдите площадь данного прямоугольника (схема 2).

Схема 2. Прямоугольник

Решение: 1 способ

1. Данный прямоугольник (схема 2) разделён на три части. В каждом из этих прямоугольников ширина одинаковая, а длина разная. Можно найти площадь каждого прямоугольника, а полученные результаты сложить.

 (м2)

 (м2)

 (м2)

 (м2)

2 способ

2. Так как ширина в каждом маленьком прямоугольнике одинаковая, можно сложить значения длин. Общую длину умножить на ширину.

 (м)

Выводы

Много чудес на планете,

Там существует

и здесь...

Но умножение, дети, -

тоже одно из чудес.

Помните твердо Таблицу

хоть наяву, хоть во сне!

В жизни она пригодится.

Как пригодилась и мне.

 

Список литературы

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: ил. – (Школа России). 
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика, 3 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. – М.: Ювента.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Math-prosto.ru (Источник).
  2. Allforchildren.ru (Источник).
  3. Forum.nanya.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012., ст. 89 № 1–3.
  2. Расскажи алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное число.
  3. Выполни умножение столбиком. Сравни, какой из результатов больше и на сколько.
    1.                  2)     
  4. *Умножь последовательный ряд из трёх чисел начиная с числа 145 на ряд последовательных однозначных чисел начиная с 7.