Вступление
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения таблица,
Всем нам в жизни пригодится.
И недаром названа
Умножением она!
А. Усачёв
Алгоритм умножения в столбик
Найдите значение выражений.
1. 2.
Решение: 1. Разложим число 34 на сумму разрядных слагаемых. Перемножим каждое слагаемое на число 2. Полученные произведения сложим:
2. Первый множитель заменяем суммой разрядных слагаемых и поступаем аналогично первому примеру:
3. Каждый раз выполнять так умножение неудобно, а иногда и трудно. В таких случаях пользуются письменным приёмом, а именно умножением в столбик. Поэтому решим второй пример столбиком. Сначала записываем первый множитель, а под ним второй. Обязательно необходимо соответствующие разряды писать друг под другом. Так двойку мы запишем под четвёркой в разряде единицы. Потом последовательно умножаем каждое число в первом множителе на второй множитель, начиная с единиц и продвигаясь к десяткам и сотням. Ответ записываем под чертой.
Выполнять умножения столбиком следует в порядке, изображённом на схеме 1.
Схема 1. Порядок умножения в столбик
Задание № 1
Решите примеры, выполняя вычисления столбиком.
1. 3.
2. 4.
Решение: 1. При умножении единиц в первом примере получим число больше девяти. В таком случае значение единиц записывается под чертой, а значение десятков добавляется к десяткам после того, как выполнено умножение.
2. Действуем по алгоритму.
3. Записываем правильно числа и последовательно умножаем.
4. Решим последний пример, используя алгоритм
Задание № 2
Узнайте, что больше и на сколько: произведение чисел 151 и 6 или произведение чисел 161 и 5.
Решение: 1. Вначале найдём произведение первой пары чисел:
2. Вычислим произведение второй пары чисел:
3. Узнаем, на сколько больше первое число, чем второе.
Задание № 3
Найдите ошибки и запишите правильные ответы (табл. 1).
Таблица 1. Задание № 3
Решение: 1. Чтобы узнать, где ошибка, необходимо решить примеры (табл. 2).
Таблица 2. Задание № 3
Задание № 4
Найдите площадь данного прямоугольника (схема 2).
Схема 2. Прямоугольник
Решение: 1 способ
1. Данный прямоугольник (схема 2) разделён на три части. В каждом из этих прямоугольников ширина одинаковая, а длина разная. Можно найти площадь каждого прямоугольника, а полученные результаты сложить.
(м2)
(м2)
(м2)
(м2)
2 способ
2. Так как ширина в каждом маленьком прямоугольнике одинаковая, можно сложить значения длин. Общую длину умножить на ширину.
(м)
Выводы
Много чудес на планете,
Там существует
и здесь...
Но умножение, дети, -
тоже одно из чудес.
Помните твердо Таблицу
хоть наяву, хоть во сне!
В жизни она пригодится.
Как пригодилась и мне.
Список литературы
- Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: ил. – (Школа России).
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика, 3 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. – М.: Ювента.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012., ст. 89 № 1–3.
- Расскажи алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное число.
- Выполни умножение столбиком. Сравни, какой из результатов больше и на сколько.
1.2)
- *Умножь последовательный ряд из трёх чисел начиная с числа 145 на ряд последовательных однозначных чисел начиная с 7.