Классы
Предметы

Приемы устных вычислений. Сложение и вычитание

На уроке вы научитесь складывать и вычитать круглые числа. Вначале вспомним, что такое круглые числа, чем они отличаются. Потом научимся менять круглые числа на десятки или сотни. Будем решать много примеров, решим интересную задачу, а также будем решать уравнения. Вы узнаете много нового и сможете закрепить полученные знания на практических заданиях.

Задание №1

Разделите данные числа по какому-либо признаку (рис. 1).

Рис. 1. Числа (Источник)

Решение: 1. Разделим их на двузначные и трёхзначные числа (табл. 1).

Таблица 1. Двузначные и трёхзначные числа

Двузначные

Трёхзначные

90

300

75

407

36

948

 

150

2. Также данные числа можно разделить на круглые и некруглые числа (табл. 2).

Таблица 2. Круглые и некруглые числа

Круглые

Некруглые

90, 150, 300

36, 75, 407, 948

Правило

При сложении и вычитании чисел, запись которых заканчивается нулями, всегда можно заменить их действиями с сотнями и десятками.

Примеры № 1

1.                                  

2.                                     

3.

4.                                       

5.                                       

6.

7.                                     

8.                                 

9.

Решение: 1. Заменим числа в первом примере на числа с сотнями:

.

2. Заменим исходные числа во втором примере на числа с сотнями:

.

3. Заменим число триста на тридцать десятков:

.

4. В четвёртом примере заменяем числа десятками:

.

5. Чтобы сложить числа в пятом примере, заменяем числа десятками:

.

6. В примере заменим числа десятками, и выполним вычисления:

.

7. Числа заменяем сотнями:

8. В восьмом примере тоже заменяем числа сотнями, а потом считаем:

.

9. Выполним замену чисел на десятки:

.

Задача №1

Витя купил 400 г сыра, а масла – на 100 г больше (схема 1, рис. 2, 3). Найди массу этой покупки.

Рис. 2. Сыр (Источник)

Рис. 3. Масло (Источник)

Решение: 1. Вначале вычислим, сколько масла купил Витя.

2. Теперь определим общую массу покупки:

Уравнения № 1

Решение: 1. В первом уравнении неизвестное – уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Заменяем числа:

.

2. Во втором уравнении неизвестное число – слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

Заменяем числа:

 

Список литературы

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.: ил. – (Школа России). 
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика, 3 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  3. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. – М.: Ювента.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Samouchka.com.ua (Источник).
  2. Reshebniki-uchebniki.ru (Источник).
  3. Myshared.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012., стр. 42 № 1.
  2. Решите примеры
    а)                б)                      
    в)              г)
  3. Мама купила 500 г творога, а сметаны – на 150 г меньше. Сколько всего весит покупка?
  4. *Решите уравнения