Классы
Предметы

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 × 3, 3 × 20, 60 ÷ 3

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 × 3, 3 × 20, 60 ÷ 3

На данном уроке учащимся предоставляется возможность повторить свойства умножения и деления, познакомиться с приемами умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3, а также потренироваться в решении примеров по теме урока.

Мы уже многое знаем и умеем. Посмотрите, как справляются с заданиями ваши товарищи, и рассудите их.

Васе, Свете и Роме предложили найти значения произведений.

20*4  60*7  30*9

При выполнении задания Вася, Света и Рома предложили такие способы.

Вася сказал, что можно рассмотреть такой вариант.

20*4=(10*2)*4=10*(2*4)=10*8=80

Света рассуждала так.

Мы знаем о том, что 2*4=8, но у нас первый множитель не 2, а 2 десятка, значит, если 2 дес.*4=8 дес., следовательно, 20*4=80

Рома предложил свой способ.

20*4=(10+10)*4=10*4+10*4=40+40=80

Какой способ вам кажется наиболее удобным?

Обратите внимание на способ, который предложила Света. Он кажется наиболее рациональным. Как вы думаете, почему?

Если вы затрудняетесь ответить, проведите наблюдение, решите остальные примеры разными способами.

60*7  30*9

Если использовать способ, который предложил Вася, решение будет выглядеть так.

60*7= (10*6)*7=10* (6*7)=10*42=420

30*9= (10*3)*9=10* (3*9)=10*27=270

Рома решил бы так.

 

Преимущество способа, который предложила Света в том, что используется таблица умножения.

Потренируемся.

Используя данные произведения, составьте всевозможные примеры, чтобы один из множителей был круглым числом.

8*4   3*7  5*9

Проверьте себя.

80*4, 8*40, 30*7, 3*70, 50*9, 5*90

Во всех данных произведениях есть двузначные круглые числа. А чем они отличаются? Сравните произведения. Разделите данные произведения на две группы.

Проверьте себя.

В первую группу можно выделить произведения, где первый множитель – круглое число. Например, 80*4, 30*7, 50*9.

Во вторую – произведения, где второй множитель – круглое число. Например, 8*40, 3*70, 5*90.

Как вы думаете, как найти произведение, если второй множитель – круглое число?

Конечно, надо применить переместительное свойство умножения: от перестановки множителей значение произведения не изменяется. 

80*4=320

30*7=210

50*9=450

8*40=320

3*70=210

5*90=450

Подумайте, помогут ли получившиеся равенства найти значение частного. 

20*4=80   60*7=420   30*9=270

80:4       420:7      270:9

Можно рассуждать так. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель. Значит, если 20*4=80, то 80:4=20.

Если 60*7=420, то 420:7=60

Если 30*9=270, то 270:9=30 

А можно ли выполнить такое деление, используя таблицу умножения?

Выпишем из таблицы умножения равенства, которые нам помогут.

2*4=8

6*7=42

3*9=27

Зная равенства таблицы умножения, можно найти значения частных.

Попробуем объяснить.

80=8 дес.

8 дес:4=2 дес., а 2 дес.=20

Будем рассуждать по аналогии.

420:7

420=42 дес.

42 дес.:7=6 дес., а 6 дес.=60

270:9

270=27 дес.

27 дес.:9=3 дес., а 3 дес.=30

По данному равенству составьте примеры с круглыми десятками.

9*4=36

Проверьте себя.

90*4=360  40*9=360

360:4=90  360:9=40

Сегодня на уроке мы повторили таблицу умножения, свойства умножения и деления, познакомились с приемами умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3, а также потренироваться в решении примеров по теме урока.

 

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. – М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. – М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. – М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. – М.: «Экзамен», 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Do.gendocs.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Вычислите.

20*4

30*5

40*9

50*6

60*8

2. Вычислите.

90:3

180:6

240:4

360:9

720:8

3. Сравните.

2*60 … 6*20

6*30 … 6*40

350:5 …480:6

250:5 … 400:8

4. Составьте задание для своих товарищей по теме урока.